Наталья Владимировна Синько
Предупреждение дисграфии у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Одним из видов нарушений письма является дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного узнавания, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
В основе такого нарушения лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки.
Публикация «Предупреждение дисграфии у старших дошкольников» размещена в разделах
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения.
Картотека игр.
Игра «Солнышко и травка».
Цель: формирование умения проводить линии от заданной точки в противоположных направлениях: снизу вверх и сверху вниз.
Инструкция: Нарисуй личики солнышка, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, иначе лучик не дотянется до травы (безотрывные, плавные, медленные движения сверху вниз). А теперь, когда лучики добрались до травы, поможем ей распрямиться (движения снизу вверх, имитирующие выпрямление травы).
Игра.
Цель: развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации.
Инструкция: Обведи карандашом бабочку и жука. Раскрась … цветом бабочку, … цветом жука (цвет выбирается педагогом или ребенком).
Данное упражнение можно использовать для расширения запаса представлений об окружающем, для формирования обобщающих понятий.
- как одним словом назвать бабочку и жука?
- каких еще насекомых ты знаешь?
Игра «Помоги бабушке».
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.
Инструкция: Помоги бабушке связать шапку, свитер, носки: выполни штриховку различными способами.
Игра «Помоги котенку».
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.
Инструкция: Помоги котенку размотать и смотать клубки: начиная от точек, обведи клубочки по пунктирным линиям в направлениях, указанных стрелками.
Игра «Нарисуй карту».
Цель: развитие внимания, зрительно-моторной координации.
Инструкция: На доске расположены изображения нескольких объектов (дом, дерево, лес, дорога). Нарисовать карту, пользуясь которой можно совершить прогулку от дома к лесу и обратно. Дорожки должны быть прямыми.
Игра «Помоги гномику».
Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.
Инструкция: Используя данные параметры нарисовать новогодние маски.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.
Инструкция: На столе располагают определенным образом геометрические фигуры. По сигналу педагога ребенок закрывает глаза, взрослый меняет расположение фигур. Ребенок должен объяснить, что изменилось.
Игра «Что за фигура?»
Цель: развитие зрительного анализа и пространственной ориентировки.
Инструкция: Перед детьми размещают различные геометрические фигуры. Педагог загадывает одну из них, сообщая только ее местоположение. Дети должны найти и назвать загаданную геометрическую фигуру в соответствии с ее местоположением.