Елена Василькова
Преемственность математического образования дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время идет становление новой системы образования. Главной про-блемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, со-ответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании РФ».
Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. С введением нового Федерального государственного образовательного стандар-та начального общего образования актуальным становится обеспечение преем-ственности дошкольного и начального общего образования.
Публикация «Преемственность математического образования дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Дошкольное образование является первым уровнем непрерывного образо-вания человека. Уровень подготовки к обучению выступает как самостоятель-ный законченный блок, обеспечивает преемственность в развитии и образовании дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает до-вольно разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка. В связи с этим образование детей старшего дошкольного возраста должно стро-иться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательно-го учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей – интегративных личностных ха-рактеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных до-ступных задач жизнедеятельности.
Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Таким образом, важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий, обеспечиваю-щих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.
Со стороны детского сада преемственность выражается в подготовке детей к обучению с учетом требований современной начальной школы. Соблюдение преемственности со стороны школы состоит в использовании того, что приоб-рел ребенок в дошкольной образовательной организации, для обучения на более высоком уровне образования. Следовательно, для осуществления преемствен-ности между этими организациями необходима полная согласованность дей-ствий педагогов, выраженное в деловых педагогически целеустремленных кон-тактах между детским садом и школой.
Математическое образование, которое получает ребенок в детском саду остается невостребованным в школе в полной мере, с другой стороны в до-школьных образовательных учреждениях выявлены факты дублирования части учебных материалов и программ начального образования.
Успехи в школьном обучении математике во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития по-знавательных интересов и познавательной активности детей.
На современном этапе детский сад и начальная школа остро нуждаются в квалифицированных и разносторонних педагогах, способных на деле осуще-ствить преемственность между важнейшими ступенями образования – до-школьным и начальным школьным. Актуальность подготовки таких кадров вы-текает из следующих причин:
во-первых, острая необходимость осуществления внутренней двусторон-ней связи при переходе с одной ступени образования наблюдается в процессе зачисления детей в классы коррекции на основе тестирования. Не всегда компе-тентные диагносты, не точная постановка вопросов в процессе тестирования, не верная интерпретация полученных данных и, как следствие, занижение уровня развития ребенка, нервные стрессы родителей и детей – все это имеет место при поступлении в 1 класс;
во-вторых, многие учителя требуют, приходящие в 1 класс, умели чи-тать, однако программой детского сада это не предусмотрено. И воспитатели детского сада выходят из создавшегося положения кто как может. Многие вы-сказываются за то, что целесообразней было бы обучение грамоте для всех дет-ских садов. И отсюда вновь вытекает вопрос о профессиональной готовности и компетентности педагога – воспитателя к реализации этой программы;
в-третьих, часто возникает ситуация, когда дети, пришедшие в 1 класс, начинают изучать материал, который уже осваивали в детском саду. Происхо-дит потеря любопытности, заинтересованности детей, желания учиться;
в-четвертых, воспитатели детского сада в большинстве своем не знают программу 1 класса начальной школы и тем более не учитывают то, что зача-стую школа работает по нестандартной авторской программе.
Таким образом, проблема преемственности, трудная и долгосрочная, тре-бующая своего рода решений высококвалифицированными специалистами, ори-ентированными на общее развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; умеющих практически работать, а не только ставить и решать дидактические задачи.
Список используемой литературы:
1. Волкова С. И., Емельянова Е. М., Ермоленко Е. В. Дошкольное обучение : подготовка к школе. Издательство: Просвещение, 2007 144 с.
2. Белова Т. В., Солнцева В. А. : Готов ли я к школе? Пособие для детей 5-7 лет. Просвещение, 2012 г. -47 с.