Ирина Владимировна Каверина
Преемственность между школой и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность между школой и ДОУ.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Публикация «Преемственность между школой и ДОУ» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т. е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России
Работая по преемственности школы и ДОУ мы руководствуемся нормативно-правовыми документами.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
• Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
• Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
• Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
• Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:
• организационно-методическое обеспечение;
• работа с детьми;
• работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
• Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
• Семинары-практикумы.
• Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
• Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
1. работа с детьми;
2. взаимодействие педагогов;
3. сотрудничество с родителями.
10,11,12,13 кадр
Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Проведение дней открытых дверей.
• Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
• Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
• Консультации психолога и учителя.
• Организация экскурсий по школе.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:
• Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
o личностного развития ребенка;
o укрепления психического и физического здоровья;
o целостного восприятия картины окружающего мира;
o формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
o преодоления разноуровневой подготовки.
• Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
• Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
• Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
• Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.