Лучший педагог года

Преемственность начальной и средней школы. Особенности адаптационного периода у пятиклассников

Татьяна Шевырева
Преемственность начальной и средней школы. Особенности адаптационного периода у пятиклассников

Преемственность у пятиклассников.

За многие годы моей работы классным руководителем в средней и старшей школе, я не раз задумывалась о преемственности педагогической деятельности при переходе детей из начального в среднее звено.

Публикация «Преемственность начальной и средней школы, Особенности адаптационного периода у пятиклассников» размещена в разделах

Преемственность педагогической деятельности предполагает тесную связь содержания, методов, средств и форм работы, что позволяет обеспечить всестороннее развитие ребенка, подготовить его к выполнению более сложных требований на последующих этапах обучения.

Переход к обучению в основной школе — важный шаг в жизни каждого ребенка. Этот вопрос остро встает в условиях современного многовариантного образования.

В пятом классе у ребенка резко меняется социальное окружение, в связи с новым составом учителей, добавлением новых учеников, новых предметов, а также с некоторым изменением самой системы деятельности. Ученик оказывается в новой ситуации, которая вызывает у него некоторую тревожность. Школьники в этот период испытывают эмоциональный дискомфорт из-за смены педагогического состава, появления новых предметов, особенностей обучения. Такое состояние может привести к школьной дезадаптации. Чтобы избежать этой проблемы, существует адаптационный период, целью которого является – помощь школьникам плавно и постепенно перейти из начальной школы в среднюю, а переходный период сделать безопасным для их здоровья, как физического, так и душевного. Большую поддержку в социализации ребенка могут оказать родители, для них это тоже новая ступень в жизни. Они могут помочь снять напряжение в работе с индивидуальными трудностями ребенка, создать в классе атмосферу взаимоподдержки, взаимопонимания, организовать отдых и внеклассные мероприятия, помочь своему ребенку преодолеть этот нелегкий, но еще не самый трудный период в жизни.

При переходе в среднюю школу у ученика зачастую падает успеваемость. С чем может быть связанна эта проблема? Успешно учившиеся в начальной школе дети, переступив порог среднего школьного звена, вдруг ухудшают свою успеваемость и оказываются среди отстающих.

Как избежать такого падения и помочь учащимся, переживающим трудный подростковый возраст, сохранить и развить свой потенциал? Нужна своевременная помощь со стороны учителей, классных руководителей, родителей.

Младший школьник, привыкший к “своему” одному учителю, к его манере работать, к его требованиям, сталкивается с таким большим количеством преподавателей, с различием их требований, многообразием методов работы, что не в силах сразу к ним приспособиться. На привыкание и приспособление нужно время, а ещё и учиться успевать надо. Учителю обычно некогда вникать в психологические проблемы ученика: нет учебного времени.

Анализ причин снижения успеваемости показывает, что они заключаются не столько в предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик. Если для учащихся начальной школы личностно-значимой является оценка учителя, то в 5 классе – это оценка товарищей по классу, сверстников. Если раньше был один оценивающий, то теперь их много. Ученик ещё не осознает их важности и не испытывает уважения, а они уже выносят ему, подчас, суровые оценки.

Будьте осторожны с оценкой. Оценка – главный идол в школе. Для одних он добрый, снисходительный, для других – жестокий, неумолимый, безжалостный. Оценка должна вознаграждать за трудолюбие, а не карать за лень, нерадивость.

Душевная чуткость – этого качества невозможно достичь только обучением. В основе человеческой чуткости педагога лежит интеллектуальная, нравственная, эмоциональная культура. Учитель должен очень умело владеть словом, в котором таится человечность, чуткость, терпимость к слабостям ребенка. Слово учителя не должно стать кнутом, а должно быть целительной водой. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание и слово отражаются на учениках. Помните, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудач или неудобств.

Возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтные ситуации склоняют пятиклассников придерживаться прежних критериев своих действий, что приводит учащихся к задержке выхода из стрессовой ситуации. В итоге, дети из него выходят только к концу пятого класса.

Публикации по теме:

Мероприятия, направленные на облегчение адаптационного периода у детей раннего возраста к условиям ДОО Когда малыш начинает посещать детский сад, в его привычном быте и окружении меняется все: новый режим дня, расставание с родителями на длительное.

Игры с фасолью и трубочками для детей 2–3 лет первой младшей группы во время адаптационного периодаИгры с фасолью и трубочками для детей 2–3 лет первой младшей группы во время адаптационного периода Воспитатель Первой младшей группы №12 *Бусинки* Санкт-Петербург Фрунзенского района ГБДОУ №59 Горыцина Ольга. Развивающая игра «Веселые.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Здравствуй, праздник новогодний. Итоги адаптационного периода» План: 1. Классификация детей по характеру и поведению. Кризис 3 лет. 2. Проекты. «День матери», «Золотая осень». Вручение грамот. 3. Новый.

Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода» Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при.

Консультация для воспитателей «Анализ адаптационного периода вновь поступивших детей» Анализ адаптационного периода вновь поступивших детей. Выполнил воспитатель : Канашкина К. А Анализ адаптационного периода в группе Анализ.

Консультация «Преемственность детского сада и начальной школы в математическом развитии дошкольников» Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

Преемственность детского сада и школыПреемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.

Преемственность в работе детского сада и школы Преемственность в работе детского сада и школы. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования. Поступление дошкольников.

Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми в период адаптации в ДОУ. Особенности адаптационного периода Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является.

Преемственность детского сада и школы Слайд № 2 Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе и достижение детьми целевых ориентиров.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственность начальной и средней школы. Особенности адаптационного периода у пятиклассников
Опубликовано: 26 июня 2019 в 13:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД