Екатерина Бондаренко
Дидактическое пособие «Логопедический твистер»
▼ Скачать + Заказать документы
«Логопедический твистер и возможности его использования в коррекционной деятельности учителя-логопеда»
Думаю, всем известна игра твистер. Твистер считается настольной игрой, хотя, по сути, это игра напольная. Она относится к редкому подвиду активных настольных игр – в которых нужно задействовать не только мышление, но и тело. Играть в эту игру можно как командами, так и каждый сам за себя. Хочу представить вам вариант этой игры в контексте коррекционной деятельности учителя-логопеда. Оборудование игры представляет собой полотно и рулетку с вращающейся стрелкой.
Публикация «Дидактическое пособие „Логопедический твистер“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Напольные игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Задачи игры:
- закреплять различение основных цветов и их названий, способствовать развитию пространственной ориентировки;
- способствовать развитию ориентировки в собственном теле;
- автоматизировать звуки в разной позиции (в начале, середине, конце слов);
- способствовать развитию слоговой структуры слова;
- способствовать развитию буквенного гнозиса.
Варианты игры:
1. Для закрепления различения основных цветов и их названий можно использовать такой вариант игры: попросите ребёнка, к примеру, наступить на круг (наступи не на красный, не на синий, не на зелёный круг).
2. Для развития пространственной ориентировки можно использовать задание по типу «Наступи на 2-й красный круг».
3. Для развития ориентировки в собственном теле можно использовать классический вариант игры: для этого необходима рулетка. Рулетка – это плоская доска со стрелкой. Она разбита на 4 сектора, каждый соответствует определённой конечности (кисти или стопы). Каждый сектор, на 4 цветовые секции, соответствующие цветам кругов игрового поля. Вращая стрелку, получаем комбинацию. Пример: «левая рука, жёлтый цвет», «правая нога, красный цвет».
4. Для автоматизации звуков в разных позициях необходимо: полотно с цветными кругами, карточки для автоматизации звуков. Варианты игры:
4.1. Пройти по схеме, чётко проговаривая звуки в словах (на карточке рисуем разные линии).
4.2. Согласование числительных (игра «1-2-5»).
5. Для развития слоговой структуры слова ребёнку необходимо «прошагать» необходимое количество кругов, в зависимости от количества слогов в слове. Для этого можно использовать карточки с разными типами слоговой структуры слова.
6. Для развития буквенного гнозиса необходимо полотно с цветными кругами и игровая рулетка.
Ход игры: на игровом диске 4 поля: левая нога, правая нога, левая рука, правая рука, подвижная стрелка и буквы на циферблате. Играть можно наедине с ребёнком или с подгруппой детей. Один ребёнок крутит стрелку и называет выпавшую букву, а также часть тела, которой необходимо будет показать букву. Дети, которые стоят на полотне, ищут выпавшую им букву.
Как уже было сказано ранее, твистер это настольная игра. Предлагаю переместиться в другую плоскость этой игры. Хочу представить вам пальчиковый твистер. Задачи игры:
Задачи:
- дифференциация звуков в словах;
- способствовать развитию фонематического восприятия;
- способствовать развитию пространственного восприятия, тонкой моторики;
- способствовать развитию буквенного гнозиса;
- способствовать формированию и развитию навыка послогового чтения;
- способствовать развитию навыка звукового анализа, определения места звука в слове (начало, середина, конец);
- способствовать развитию навыка составлять слова из предложенных букв.
Варианты игры:
1. Дифференциация звуков: проговаривание слов, чётко выделяя звук. Для данного варианта игры необходим маленький игральный кубик и листы для дифференциации звуков.
Ход игры:
1. Разложите игровое поле и кубик перед ребёнком.
2. Покажите ребёнку, как бросать кубик и переставлять палец или пальцы по игровому полю. Объясните связь между точками на гранях игрового кубика и выбором пальца.
3. Бросать кубик необходимо 2 раза: первый – выбор руки, второй – выбор пальца.
Игровая задача: переставлять пальцы по картинкам, верно проговаривая звуки в словах. Речевой материал каждой карточки представлен на обратной стороне листа.
2. Следующий вариант игры для развития буквенного гнозиса: для данного варианта игры предлагается использовать поле-буквы и соответствующие карточки к нему. Ребёнку предлагается составить слово из букв, которое попалось ребёнку на карточке. Опять же бросать кубик необходимо 2 раза: первый – выбор руки, второй – выбор пальца.
3. Следующий вариант игры для определения места звука в слове: для данного варианта игры предлагается использовать кубик со схематичным изображением позиции звука в слове (начало, середина, конец): подбросив его, выпадает определённая схема. Ребёнку необходимо определить место звука в слове на любой из карточек (на усмотрение педагога или самого ребёнка, а после – показать букву на поле. Речевой материал на обороте карточки.
4. Ещё один вариант игры для развития навыка чтения: для данного варианта игры предлагается использовать карточку-слоги. Ребёнку предлагается составить слово из слогов, которое попалось ребёнку на соответствующей карточке. Речевой материал на обороте карточки.
Главным достоинством подобных игр считаю включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализаторов.
В заключении хотелось бы отметить, что твистер является эффективным средством повышения интереса дошкольников к логопедическим занятиям.
«Логопедический твистер» - это логопедическое многофункциональное дидактическое пособие, с помощью которого можно развивать все стороны речи, начиная от автоматизации звука и заканчивая, к примеру, сочинением рассказа по картинкам. Использование пособия зависит от задач логопеда на конкретном занятии.
Вдохновилась и доработала идею Паркиной А. Ю.