МААМ-картинки

Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания

Надежда Мельниченко
Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания

Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования, как метода познания

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказывались на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К. Е. Тимирязев

Развитие дошкольника предполагает его познавательную активность.

Публикация «Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания» размещена в разделах

А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность и самостоятельность ребенка, которая наиболее ярко проявляется в познавательно-исследовательской деятельности и является актуальным направлением развития детей дошкольного возраста, способствует всестороннему развитию воспитанников, проявлению их индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития дошкольников.

Проблема еще актуальна и потому, что соответствует психологическому своеобразию современного детства и отвечает социальному заказу общества в формировании активной, творчески развитой личности.

В федеральном государственном образовательном стандарте указаны различные виды детской деятельности, подчёркивается, что познавательно-исследовательская деятельность начинается с раннего возраста и реализуется путём детского экспериментирования.

Приоритетное направление нашего детского сада – «интеллектуально-творческое развитие». Реализация данного направления осуществляется в том числе, и через детское экспериментирование.

Для того, чтобы успешно реализовывать познавательно-исследовательскую деятельности в детском саду, необходимо методически правильно организовать систему работы педагогического коллектива в режиме развития, которая бы обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов в данном направлении.

Нами была определена основная цель методической работы :

- организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей воспитанников детского сада.

На первом, организационном этапе решались следующие задачи:

- определение уровня владения педагогами профессиональными знаниями по планированию и организации познавательно-исследовательской деятельности, выявление уровня осведомленности о проблеме;

-определение уровня развития умений и навыков детей в области опытно-экспериментальной деятельности;

- оценка созданных условий в группе для познавательно-исследовательской деятельности с детьми;

-состояние системы работы с родителями, оценка используемых форм и методов.

В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:

- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;

- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с методической литературой, периодическими изданиями, с сетью «Интернет»;

- формировать у педагогов и воспитанников представления об исследовательском обучении как ведущем способе познавательной деятельности;

- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников;

- совершенствовать практические навыки педагогов в организации и руководстве познавательно-исследовательской деятельностью (научить формулировать тему, проблему, выдвигать гипотезы исследования, определять объект и предмет исследования; научить формулировать выводы и предложения по результатам исследования).

На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:

- анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельностью воспитанников;

- определение перспектив работы по познавательному развитию детей;

- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.

Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов стали :

- консультации;

- работа творческой группы;

- обсуждения, беседы;

- семинар - практикум;

- смотр-конкурс;

-открытые показы.

Педагогический совет стал итогом всех методических мероприятий.

В начале работы была проведена тематическая проверка «Состояние работы ДОУ по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности», в ходе которой было выявлено, что в каждой возрастной группе созданы элементарные условия в виде мини-лабораторий для детского экспериментирования, однако, приборы-помощники, имеющиеся в наличии (лупы, магниты и др.) не рассчитаны на подгруппу детей; не во всех группах ведется фиксация опытов, нет картотеки опытов, карточек-схем и т. д. Дети в основном выполняют действия по инструкции воспитателя, по его указанию. Во время проведения опытов не все педагоги спрашивают, что они делают, в какой последовательности, редко делают выводы (дети, для закрепления полученных знаний, формулирования выводов, не всегда используют карточки-схемы.

Анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности показали, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 25% педагогов, 45% педагогов владеют подконтрольно, 30% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.

Результаты анкетирования, опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе старшего воспитателя и педагогов, имеющих опыт работы с детьми по экспериментально-опытнической деятельности.

Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете была оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников.

Теоретической базой для данной работы были определены труды психологов и педагогов Л. А. Венгера и Н. Н. Подъякова.

Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н. Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.

Большую помощь педагогам в организации поисково-исследовательской деятельности оказали методические издания : «Игры-эксперименты с дошкольниками» В. А. Деркунской, «Экспериментальна деятельность» Г. П. Тугушевой, «Познавательно-исследовательская деятельность» Н. Е. Вераксы, «Экологические занятия с детьми» Т. М. Бондаренко, «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5-7 лет» С. В. Машковой, «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, а также детский журнал «Смекалочка» с занимательными опытами и развивающими заданиями для детей 5-7 лет.

C целью создания комфортных и методически правильных условий для познавательно-исследовательской деятельности в группах, был организован «Смотр-конкурс на лучший уголок экспериментирования «Центр науки». Задачи конкурса:

- повышение эффективности работы по поисково-исследовательской деятельности, путем практического использования максимального разнообразия форм и методов, творческого подхода в воспитательно-образовательной работе;

- обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Одними из критериев оценки «Центра науки» были: безопасность и доступность, наличие коллекций, центра «воды и песка», разнообразие оборудования и материалов, участие родителей в создании и обогащении «Центра науки», оформлении папки с методическими материалами по детскому исследованию для просвещения родителей и др.

В жюри конкурса был приглашен независимый эксперт – заведующая МБДОУ № 30 Плешкова Е. В., что дает объективность и непредвзятость в оценке, стимулирует педагогов более ответственно подходить к подготовке к смотру-конкурсу.

Итогом смотра-конкурса стало пополнение центров науки новыми предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят, составлены картотеки опытов в соответствии с возрастом детей. В состав центров экспериментирования вошли: мини-лаборатория, центр воды и песка, «огород» на окошке, полочка «умных» книг и коллекций, папка для родителей по проблеме.

В этом смотре-конкурсе приняли активное участие и родители воспитанников. Они сшили для юных исследователей халаты, фартуки, сделали полочки, оказали помощь в пополнении оборудования и материалов. Педагоги подготовили рисунки-символы, комплекты алгоритмов последовательности проведения несложных опытов. Победители, кроме грамот, получили в подарок глобус.

Для родителей были проведены консультации: «Что такое исследовательская деятельность, «Как проводить опыты в домашних условиях?», «Воспитываем юных исследователей», «Как развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста?».

Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены консультации по педагогическим аспектам познавательного развития детей в различных формах.

Во время консультации-иллюстрации «Методика проведения исследований, способы фиксации результатов экспериментальной деятельности», педагогам были предложено сделать зарисовки, карточки-схемы предложенных наблюдений и опытов.

При проведении консультации-диалога «Введение эксперимента в разные виды детской деятельности», два педагога освещая одну тему, познакомили коллег с разными подходами к проблеме. Один педагог организует исследовательскую деятельность в экологическом направлении.

Другой педагог познакомил с играми-экспериментами по темам «ЗОЖ» и «Безопасность». Слушатели проанализировали, оценили “педагогические находки” коллег, пополнив свою педагогическую копилку. Возникновение разных мнений способствовало развитию творчества педагогов.

Интересно и увлекательно прошла консультация-парадокс «Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, организация уголка экспериментирования в ДОУ», которая заставила каждого ее участника думать, анализировать, применять и закреплять полученные ранее знания. Во время консультации педагоги находили запланированные ошибки в ее содержании и исправляли их.

Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении плана работы, разработке положения о смотре-конкурсе, конспектов занятий, в проведении педсовета.

Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. С этой целью проведен семинар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов развития интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы детей дошкольного возраста». Участники семинара-практикума приняли участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам был предложен раздаточный консультативный материал по темам «Детское экспериментирование» и «Исследовательская деятельность как один из этапов метода проектирования».

Открытые показы НОД также способствовали выработке исследовательских умений педагогов детского сада. Педагоги не только показывали работу с детьми, но и обсуждали с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы.

На заседании педагогического совета «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей путем развития креативного потенциала педагогических кадров» состоялся обмен опытом среди участников по теме: «Маленькие открытия». Педагоги продемонстрировали оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности, проведена деловая игра «Креативный педагог-креативный ребенок».

Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.

На педсовете подведен итог и намечены перспективы работы коллектива.

Таким образом, методическое сопровождение педагогов по проблеме организации детского исследования, как эффективного метода познания, способствовало профессиональному росту педагогов, формированию педагогического мастерства в решении профессиональных задач по реализации приоритетного направления деятельности детского сада.

Намечены перспективы работы по данной проблеме: проведение общесадовского творческого проекта «Юный исследователь», итогом которого станет выставка-фестиваль исследовательских работ. Организация кружка дополнительного образования «Почемучки».

Публикации по теме:

Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности» Конспект консультации-тренинга для педагогов ДОУ «Применение метода моделирования в музыкально-ритмической деятельности»Методом моделирования.

Консультация для педагогов «Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи» "Использование метода проектов для ознакомления дошкольников с историей своей семьи". Метод проектов как педагогическая технология - это.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода «сторителлинг» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Кубики историй» как визуальный контент метода сторителлинг. Подготовила и провела: воспитатель-методист.

Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений» Содержание Введение ….2 Пояснительная записка…. 3 Задачи методического пособия….4.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышамиРекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Рекомендации для педагогов по организации и проведению дидактических игр с малышами Детство – это период, когда в ребенке закладываются.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы»Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы» Цель: формирование коммуникативной компетентности, чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания
Опубликовано: 29 марта 2022 в 15:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД