Ираида Гультяева
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду
Выполнила:
Музыкальныруководитель
Гультяева И. П.
Нелидово 2016г.
Цель:
Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.
Задачи:
Публикация «Музыкально-оздоровительная работа в детском саду» размещена в разделах
1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников.
2. Формировать начало музыкальной культуры.
3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
4. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
Этапы реализации музыкально-оздоровительной работы в ДОУ
1 этап. Анализ проведения музыкальной деятельности с позиций здоровьесбережения.
2этап. Постановка практических задач по результатам анализа.
3этап. Изучение методической литературы.
4этап. Анализ методической литературы. Подбор материала для работы.
5этап. Внедрение в практику.
6 этап. Мониторинг результатов. Анализ музыкальной деятельности. Диагностика.
2. Постановка практических задач по результатам анализа
Систематизировать проведение разминок (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки, в начало и конец внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить, Систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций. В работе с детьми, так или иначе, всегда использовались следующие виды оздоровления:
- логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
- пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
- психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию.
Валеологические песенки - распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
- Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
- Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
-Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) игры со звуком.
- Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
-Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
- Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий
- Разработан подробный календарный и тематический план. - Картотека для воспитателей с музыкально – оздоровительными приёмами для использования на занятиях с детьми; сценариями развлечений, тематических занятий.
- Систематизирована работа по применению здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности. - Два раза в год проводится обследование музыкального развития детей. Наблюдается положительная динамика:
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.