Папки-передвижки

Игротерапия в индивидуальной работе

Любовь Савельева
Игротерапия в индивидуальной работе
▼ Скачать + Заказать документы

"Игротерапия в индивидуальной работе"

Индивидуальная игротерапия - это психотерапевтическое воздействие на ребенка специалистом во время совместной игры (обычно - в присутствии родителей).

В отличие от игрового сеанса, индивидуальная игротерапия подразумевает высокотехнологичное и целенаправленное воздействие на психику ребенка.

Цели индивидуальной игротерапии:

Создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение или себя);

Публикация «Игротерапия в индивидуальной работе» размещена в разделах

Создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений и аффектов;

Демонстрация родителям способов позитивного взаимодействия с ребенком;

Выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т. д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения;

Подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его психологические особенности;

Ориентировка родителей в сильных и слабых сторонах ребенка;

Помощь родителям в налаживании отношений и совершенствовании взаимодействий с ребенком, в понимании и принятии его;

Содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности и доброжелательного отношения к людям.

Принципы проведения индивидуальной игротерапии:

Приоритет установления позитивных доверительных отношений с ребенком;

Чуткое реагирование на сигналы ребенка, общение игротерапевта с ребенком в игровом контексте;

Модуляция и настройка действий общения игротерапевта адекватно особенностям реагирования ребенка;

Обеспечение свободы выбора ребенком игровых средств (с учетом актуального уровня развития игровой деятельности) и способов игры;

Предпочтение неструктурированных и полифункциональных средств и материалов (мячи, сюжетные игрушки, вода, материалы для лепки, и т. п., способствующих вариативной, творческой игре ребенка. В том числе, представление игротерапевтом себя ребенку как полифункционального игрового средства;

Поддержка игрового интереса ребенка (мягкой тонизацией, демонстрацией новых возможностей, прятаньем игрушки, ненавязчивой помощью в достижении интересного эффекта и т. п.);

Спокойное, неагрессивное и последовательное пресечение асоциальных действий;

Уважительное отношение к ребенку. Отсутствие доминирования, несанкционированного вмешательства в игру, оценивания.

Индивидуальная игротерапия рассматривается как цикл, имеющий начальный, основной и завершающий этапы. В рамках этого цикла предусматривается постепенный переход от индивидуальной к групповой игротерапии.

На первом этапе игротерапевт взаимодействует с ребенком в присутствии родителей, где их роль сводится к поддержанию комфортного состояния ребенка.

На втором этапе повысившие свою компетентность родители подключаются к совместной игре, иногда замещая игротерапевта.

На третьем этапе к игре подключаются другие члены семьи.

Показаниями для индивидуальной формы игротерапии являются:

несформированность социальной потребности в общении с другими людьми — взрослым и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие;

актуальное стрессовое состояние ребенка — депрессия, посттравматический стресс, фрустрация, эмоциональный шок, связанные с потерей близкого человека (смерть, развод, катастрофой, насильственными действиями, тяжелой травмой, острое эмоциональное переживание сепарации от близких людей (тяжелая длительная болезнь матери с госпитализацией, длительная социальная и эмоциональная депривация;

явное асоциальное поведение — крайняя агрессивность, часто немотивированная, проявляющаяся в форме физической и вербальной агрессии (сквернословие, «обзывание», намеренное уничижение личности другого человека в вербальной форме, сопровождаемая вспышками неуправляемой и необоснованной ситуацией взаимодействия ярости с соматовегетативными проявлениями (ребенок бледнеет или краснеет, заходится в крике, его начинает бить дрожь, наблюдаются непроизвольные тики, заикание и пр.); случаи жестокости в отношениях с другими людьми; явное демонстративное курение (в младшем школьном возрасте, широкое использование нецензурных слов и брани в общении, воровство у сверстников;

детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания либо проявляющаяся в агрессивном жестоком поведении по отношению к братьям и сестрам или родителям. Опасность включения такого ребенка в группу без предварительной индивидуальной работы чревато переносом отношений конкуренции и борьбы за расположение, внимание и любовь родителей с братом или сестрой на отношения с психологом, ведущим занятия в группе, и сверстников.

Этап индивидуальной работы предоставит ребенку возможность эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в социально приемлемых формах, а установление эмоционально-позитивного, «принимающего» отношения с взрослым-психологом упрочит уверенность в себе, повысит степень самопринятия и самоценности;

ускоренное сексуальное развитие — повышенный интерес к вопросам пола, явно выраженная тенденция к эксгибиционизму и «подглядыванию» за сверстниками своего и противоположного пола, открытый детский онанизм.

Во всех перечисленных случаях решение о продолжительности индивидуальной игротерапии и переходе к групповой игротерапии принимается психологом в зависимости от содержания и характера трудностей развития, динамики игровой терапии и достигнутых результатов.

Принципы работы игрового терапевта:

- устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;

- принимать ребенка таким, какой он есть;

- стремиться сохранить атмосферу терпимости, чтобы ребенок смог чувствовать себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;

- распознавать чувства ребенка и отражать их вербальными приемами, чтобы ребенок учился осознавать свои переживания;

- уважать способность ребенка самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор;

- избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребенка;

- не торопить терапевтический процесс;

- накладывать минимальные ограничения на деятельность ребенка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформировать в нем чувство ответственности.

Основные техники:

Техники работы с фантазией, использующие направленную визуализацию и активное воображение.

Техники сочинения историй, способствующие развитию вербальных навыков.

Техники художественной экспрессии, основанные на разнообразном использовании изобразительных материалов.

Техники, базирующиеся на играх фабричного производства либо созданных руками самих детей.

Техники игры с марионетками.

Техники, использующие игрушки и различные предметы.

Групповые техники.

Другие техники.

Игротерапия предполагает использование терапевтического воздействия игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Лечение считается эффективным, если ребенок оказывается способным играть свободно и с радостью.

Спектр применения игротерапии весьма широк и предусматривает возможность работы с синдромом посттравматического стресса, при печали, с ранними детскими травмами и с амнестическим компонентом.

Применяются две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого наставника (психолога, психотерапевта, воспитателя, родителя) в игре: направленная (директивная) и ненаправленная (недирективная).

В основе направленной игротерапии лежат методические приёмы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры, в которых дети берут на себя разнообразные социальные и сказочные роли и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации, воссоздают деятельность и отношения взрослых и детей разного возраста.

Применение так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир.

Позволяет решить следующие коррекционные задачи: а) расширение репертуара самовыражения ребенка; б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка; в) коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый».

Техника ненаправленной игротерапии включает в себя свободные, то есть самостоятельно организуемые и развиваемые детьми сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, кукольные представления, игры-импровизации, сочинения сказок, подвижные игры, игры-забавы и т. п.

При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка именно игротерапией.

В качестве показателей эффективности игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне ее, что проявляется в: положительных личностных изменениях и сдвигах в самосознании; в улучшении эмоционального самочувствия; позитивной динамике умственного развития за счет снятия эмоционального напряжения.

Публикации по теме:

Игра как способ познания и моделирования окружающей действительности. Консультация для родителей «Что такое игротерапия»Игра как способ познания и моделирования окружающей действительности. Консультация для родителей «Что такое игротерапия» Всем друзьям и гостям доброго времени суток. Хочу представить на суд консультацию по игротерапии. Игра - способ выражения чувств, познание.

Песочница для группыПесочница для группы Благодаря помощи родителей у нас в группе появилась деревянная песочница и теперь есть возможность заниматься песочной терапией не только.

Автор публикации:
Игротерапия в индивидуальной работе
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 16:24
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия в индивидуальной работе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Савельева (УИ 270012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД