Получи документы

Развитие конструкторских навыков маленьких строителей

Светлана Тютюник
Развитие конструкторских навыков маленьких строителей

Актуальность темы

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей огромное желание творить и получать результат. Задача педагогов создать необходимые условия для развития конструктивной деятельности, чтобы помочь ребенку понять окружающий мир и свое место в нем.

Публикация «Развитие конструкторских навыков маленьких строителей» размещена в разделах

Президент РФ В. В. Путина отметил, что «качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. При этом в нашей стране инженерные кадры - это не только то, что нам нужно, не только то, что востребовано. Это то, что мы можем сделать!»

Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей огромное желание творить и получать результат. Задача педагогов создать необходимые условия для развития конструктивной деятельности, чтобы помочь ребенку понять окружающий мир и свое место в нем.

Что может быть общего между инженерным мышлением и детьми дошкольного возраста?

Само по себе инженерное мышление не развивается, его зачатки необходимо развивать и делать это с малых лет. У конкретной личности могут быть лишь предпосылки для его формирования.

Дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. А начинать занятия необходимо в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.

Современному ребёнку недостаточно владеть определённым кругом знаний и умений, ему необходимо творчески мыслить, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности её осуществления.

Слайд 4.

Задача педагога - воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Какие же качества и способности необходимо развивать будущему инженеру?

способность рассуждать,

устанавливать логические связи;

развитость внимания и сосредоточенность;

творческого мышления;

способность к самостоятельным видам работы;

гуманизм.

Конструирование — целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт. В этом отношении конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой). В то же время конструирование предъявляет специфические требования:

1. Ребенок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке.

Необходимо выделить опорные детали, чтобы конструкция не развалилась. Конструирование требует совсем иной организации деятельности, чем, например, рисование. Например, при рассматривании подъемного крана ребенок выделяет то, что бросается в глаза: стрелу, на которой висит груз, кабинку для крановщика и колеса, на которых кран передвигается. Изображая кран, ребенок подрисовывает стрелу к кабине, потом пририсовывает колеса к кабине. На рисунке все это не выглядит ошибкой, так как внешнее сходство и назначение крана переданы. Однако, имея лишь такое представление о кране, которое он передал в рисунке, ребенок, пытаясь сконструировать кран, понимает свои ошибки в представлении. Намереваясь крепить стрелу прямо к кабине, он терпит неудачу — кран обрушивается. Прикрепляя колеса к кабине, ребенок вновь терпит неудачу. Конструктивная деятельность дает понять ребенку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутреннему строению самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжелым основанием. У крана должно быть тяжелое основание — платформа. Колеса будут устойчивее держать кран, если их прикрепить как можно дальше друг от друга по краям платформы.

2. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен.

Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие — лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно создать прочную постройку из одних пластин, но если сочетать кубики и пластины, то можно сделать прочный домик. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы высокому неустойчивому предмету придать прочность, его нужно зажать между тяжелыми устойчивыми деталями.

Слайд 6.

Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

К техническому типу конструирования относятся следующий виды:

конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

конструирование из крупногабаритных модульных блоков;

конструирование на базе компьютерных программ.

В художественном конструировании, дети, создавая образы не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием как «нарушение» пропорций, а также цвет, форму, фактуру: веселый клоун, худой простофиля волк.

К художественному типу конструирования относятся :

Конструирование из бумаги;

Конструирование из природного материала;

Конструирование из дополнительных материалов (бросового материала, ткань)

1. Конструирование из строительного материала - является наиболее доступным и лёгким видом конструирования для детей дошкольного возраста. Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). В соответствии с размером и способом использования строительный материал принято подразделять на крупный и мелкий (настольный, тематический ("Юный архитектор", "Мосты" и др.). Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.

2. Конструирование из деталей конструкторов (пластмассовых, металлических, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д., так же, как и конструирование из строительного материала, скорее, можно отнести к техническому типу конструирования, нежели к художественному.

Выделяют следующие формы организации обучения дошкольников конструированию : 1) конструирование по образцу; 2) конструирование по условиям; 3) конструирование по замыслу. Рассмотрим более подробно каждую из форм. Первая форма организации обучения дошкольников конструированию — конструирование по образцу.

Конструирование по образцу необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять отдельные детали в этих частях и т. д.

Детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца. Конструирование по образцу происходит по-разному. Простейший случай, когда при детях строят образец. Ребенок видит процесс построения домика, самолета, грузовика или другого предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали. Более усложненный вид конструирования, когда ребенок смотрит на уже собранный образец. В этом случае для ребенка начинает выступать особая задача — вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца.

Такой структурный анализ помогает выявить существенные отношения и зависимости между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является необходимым и важным этапом в развитии конструктивной деятельности ребенка. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Но оно может стать отрицательным, если знания, предлагаемые детям, будут носить частный характер и если эта форма обучения останется единственной.

Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно - образное мышление. Детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца. Конструирование по образцу происходит по-разному. Простейший случай, когда при детях строят образец. Ребенок видит процесс построения домика, самолета, грузовика или другого предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали. Более усложненный вид конструирования, когда ребенок смотрит на уже собранный образец. В этом случае для ребенка начинает выступать особая задача — вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца.

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции. В присутствии детей воспитатель строит сам. Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Воспитатель привлекает детей к обыгрыванию постройки. Совместные действия используют, главным образом, в самом начале обучения, а в дальнейшем — при формировании новых навыков и выполнении сложных в техническом отношении заданий. Способность к подражанию возникает у детей достаточно быстро, поэтому нет необходимости задерживаться на подражании. Так, при выполнении новых заданий, требующих применения уже имеющихся у ребенка представлений и навыков, оказывается излишним, а порой даже вредным вновь использовать подражание как исходный способ обучения. В этих случаях дети должны проявлять определенную самостоятельность, хотя бы в небольшой степени, используя прием сотворчества: предлагать детям достроить, перестроить постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, удлинить мост и т. п.).

2. Во втором случае для ребенка начинает выступать особая задача — вычленить из собранного образца отдельные детали. Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца. В процессе обследования у ребенка складывается более правильное представление о конструируемом предмете. Основной принцип обследования образца — анализ крупных, главных частей и их взаиморасположения. Так, например, если ребенок перед конструированием грузовика не сумеет выделить его основные части (мотор, кабину, кузов, шасси, а начнет конструирование с более мелких частей, он почти наверняка обречен на неудачу. Конструктивная деятельность требует от ребенка умения выделять основные части образца.

Моя задача научить детей процессу строительства :

- замысел (Что задумали строить? О ком позаботимся);

- материал (Из чего будем строить);

- средства деятельности (Чем будем строить);

- последовательность возведения конструкции (Что сначала положим, что потом);

- результат (Доволен ли ты постройкой? Почему? Получилась ли она удобной, прочной, красивой).

Поиграв с постройкой, ребенку необходимо аккуратно разобрать конструкцию и сложить в коробку. Постройка нужна не сама по себе, а как средство для развития, сюжетной игры, в которой проявляется забота о ком– то.

В своей работе я уделяю особое внимание конструктивной деятельности воспитанников. За последние годы развивающая среда детского сада значительно обновилась новыми современными конструкторами. Ассортимент конструкторов учитывает возрастные характеристики воспитанников: от конструкторов с крупными деталями для младших дошкольников, до конструкторов с мелкими деталями и более сложными схемами – для старших. Я работаю с детьми второй младшей группы и нахожусь у истоков развития конструкторских навыков и технического творчества. С одной стороны это дает мне много возможностей и огромное поле для реализации идей и проектов. С другой стороны, возлагает большую ответственность. В нашем арсенале огромный выбор конструкторов, различающихся по форме, размерам, структуре, материалу из которого он изготовлен, способу крепления, тематичности. Учет особенностей конструирования и его взаимосвязи с игрой необходим при определении форм и методов организации разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, не оправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность — значит существенно обеднять развитие детей.

Наряду с формированием умения правильно обследовать предметы и анализировать образцы, педагогу важно уделять большое внимание формированию у детей оценочного отношения к собственному и чужому выполнению. Сначала взрослый оценивает результаты детской деятельности сам, не стоит ограничиваться словами «хорошо, правильно, неправильно». Для того чтобы оценка работы была понятна детям, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог самостоятельно оценить качество выполнения, нужно во всех случаях проводить сравнение готовой постройки с исходным образцом. Сравнение, сопоставление результата и образца осуществляется в той же последовательности, что и предварительный анализ: от сопоставления главных, основных частей к более мелким, второстепенным. Выявленные ошибки тут же исправляются детьми. Педагог оценивает также и прилежание каждого ребенка, его отношение к выполнению, степень доведения действия до конца и пр. Оценивая результаты деятельности воспитанников, воспитатель идет не путем поисков и фиксации недостатков, а, напротив, отмечает прежде всего то, что удалось ребенку при выполнении задания. Однако нередко от педагогов можно услышать обращенный к ребенку вопрос: «Посмотри, скажи, где ошибка. Где сделано неправильно?» и т. п. То есть педагог направляет ребенка на оценку работы с негативной стороны. Это требование противоречит личностному развитию ребенка дошкольного возраста: известно, что маленьким детям нравится то, что они сделали, независимо от качества выполнения. Тем более, неправильно требовать перечисления ошибок вслух, перед всеми детьми. Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно, чтобы он способствовал развитию зарождающегося интереса к деятельности, стремления улучшить качество постройки, сделать ее красивее.

Рекомендуется начать оценку работ со сравнения готовой постройки с образцом, предоставив возможность каждому ребенку поэлементно соотнести, собственное выполнение с тем, что предложено для воспроизведения. Соотнося элементы конструкций, ребенок каждый раз говорит: «так — не так, здесь брусок, и у меня брусок, здесь кубик, и у меня тоже.» Если элементы или их расположение не совпадают, ошибка тут же исправляется ребенком («Теперь одинаково»). Если ребенок не замечает неправильности собственного выполнения, полезно использовать помощь других детей. При этом работа над ошибками не должна приобретать отрицательной окраски, вызывать у ребенка нежелательное угнетенное настроение, формировать болезненное отношение к собственным промахам, неудачам. Ребенок, таким образом, учится не страдать от собственного неумения, а анализировать и находить правильное решение, относясь к работе по устранению недостатков как к необходимому завершению деятельности. Отношение к конструированию в целом при этом только улучшается, возникает заинтересованность в его совершенствовании.

Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска и макет «Палатка первых строителей»Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска и макет «Палатка первых строителей» Ознакомление с достопримечательностями города Магнитогорска. Макет «Палатка первых строителей» Мы с ребятами старше-подготовительной.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие трудовых навыков-помощь сверстников в одеванииРазвитие трудовых навыков-помощь сверстников в одевании «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К. Д. Ушинский Трудовая деятельность.

Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж»Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж» Цель игры: формирование навыков композиционного построения и пространственного мышления, умения видеть и передавать свойства перспективы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие конструкторских навыков маленьких строителей
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 18:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД