Елена Смирнова
Наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Презентация
«Наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста»
Автор:
Воспитатель Смирнова Е. А. МБДОУ детский сад «Радуга»
г. Урень Нижегородской обл.
2 слайд. Значение наблюдений.
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое значение для экологического воспитания детей: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Публикация «Наблюдения на прогулке с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Прогулка состоит из следующих компонентов: наблюдение, трудовые поручения, игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Слайд 3
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению.
Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, кинестическое, обонятельное.
Кинестетические ощущения (от греч. kineo - двигаюсь и aesthesis - ощущение) - ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий.
В каждом детском саду существует богатый методический материал по экологическому воспитанию дошкольников.
Наш детский сад работает по программе О. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!», которая отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников.
Хорошо изложена теория и методика экологического образования детей в пособии С. Н. Николаевой «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».В пособии излагаются методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования, подробно рассматриваются современные программы, технологии экологического воспитания дошкольников, даются советы по организационно-методическому руководству этим процессом в ДОУ.
Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» рекомедована ФГОС.
Всем хорошо известна программа Н. А Рыжовой «Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.
Слайд 4 Объектами наблюдений могут быть :
Неживая природа: сезонные изменения в природе, погодные и природные явления
Дети наблюдают за появлением инея.
Живая природа: растения, животные, птицы, насекомые.
Появление собаки вызвало у детей неподдельный интерес.
Явления и изменения в окружающей действительности: труд взрослых, движение транспорта, игры детей старшего или младшего возраста и т. д.
Ребята наблюдают за работой дворника, за движением транспорта.
Бывают и такие аномальные явления, запланировать наблюдение за которыми просто невозможно. Например, появление вертолета, фургончиков с животными цирка на проезжей части вблизи детского сада, и даже падение Челябинского метеорита. Всё это объекты для наблюдений.
Слайд 5. Виды наблюдений.
Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Кратковременные организуются для формирования свойств и качеств предмета или явлений (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)
Вот пример длительного наблюдения за рябиной в ходе проекта «Осень», который мы проводили с детьми подготовительной к школе группы. Дети наблюдали за изменениями, происходящими во внешнем виде дерева в сентябре, октябре, ноябре.
Здесь на слайде мы видим, как дети наблюдают за таким непродолжительным явлением как иней. Рядом на слайде короткий миг появления котенка на крыльце детского сада.
Слайд 6. Формы организации наблюдений
Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.
Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т. д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные
наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.
Вот, например, мы повторно рассматриваем березку с теми детьми, у которых не получилось нарисовать её.
Слайд7. Планирование наблюдений.
Для каждого вида наблюдений выбирается тема, определяются цель и задачи, подбирается оборудование, определяются методические приёмы.
Методика проведения наблюдений.
Н. Н. Подъяков выделяет 3 этапа наблюдения.
1 этап. Вводный. Цель: Постановка познавательной задачи перед
детьми, формирование мотивирующей деятельности.
Методические приё мы: Игровая мотивация (сюрпризный момент, сказочные истории, логические загадки)
2 этап. Основной. Цель: Рассматривание объекта, обследовательские
действия по изучению свойств и качеств предмета, наблюдение во всех проявлениях.
Методические приё мы: Вопросы к детям, сравнения, обследовательские действия, пояснения.
3 этап. Итоговый. Цель: Закрепление и уточнение полученных знаний.
Методические приё мы: Вопросы обобщающего характера, дидактические игры,
составление загадок с детьми.
При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
Слайд 8. При планировании наблюдений следует учитывать следующие принципы.
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать, ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать детям новые задания, постепенно расширяя и углубляя первоначальное представление.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей среде.
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.
5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдения, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Слайд 9. Наблюдения на прогулке. Младший возраст.
Продолжительность наблюдений : 7-10 минут.
Наблюдение должно быть ярким, интересным, содержательным, несущим в себе новизну.
Вопросы задаваемые детям должны быть:
- Чёткими
- Подсказывающими (содержащими в себе ответ)
- Обращены ко всем детям («Ребята…», а затем спросить 3-4 детей)
- Нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов
(да, нет)
Слайд10. Средняя группа.
Длительность наблюдений увеличивается до 15 минут, усложняется содержание наблюдений
Организуются наблюдения за развитием и ростом животных, растений.
* Вопросы носят поисковый характер: «Почему?», «Как ты думаешь?»
-Вопросы на рассуждение
-Вопросы сравнительного характера
Слайд11. Основная тенденция познавательной деятельности детей старшего возраста — стремление к обобщению.
Формируется умение анализировать и фиксировать наблюдение в дневниках наблюдений.
Вопросы предполагают ответ – рассказ («Опишите лист : какого он цвета, формы, размера»)
Слайд11.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.