Елена Чугурова
Создание предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В РАЗДЕВАЛЬНОЙ КОМНАТЕ
Здравствуйте! Нашу группу «Солнышко» посещают дети 3 года жизни. Маленький ребенок активно познает окружающий мир, и в этом большую роль играет окружающая среда.
Наша работа начинается с утреннего приема детей. В раздевальной комнате оформлены информационные стенды для родителей, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же организуются выставки детских работ.
ПЕРЕХОД В ГРУППУ
Публикация «Создание предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста» размещена в разделах
Чтобы удовлетворить возросшую двигательную активность наша предметно-пространственная среда предполагает просторное передвижение. Имеется разнообразное оборудование и материалы для физического развития.
Ввиду того, что ролевая, пусть элементарная в начале года, игра становится для ребенка 3-го года ведущей деятельностью, большая часть игрового пространства отводится для игр с куклами и сюжетными игрушками. Кукольный уголок развернутый с достаточным количеством игрушек, с помощью которых дети разворачивают игровые сюжеты «Жилая комната», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и другие. Наряду с сюжетными игрушками детям предоставлен неоформленный материал - природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в играх в качестве предметов-заместителей. Малыши 3-го года жизни начинают в играх брать на себя разные роли. Поэтому обогащают игру специальные аксессуары, используются элементы игрового характера.
В игровой зоне располагается уголок ряженья и театр, имеются костюмы и предметы, которые вызывают у детей желание разыграть сценки из реальной и сказочной жизни. Стараемся знакомить малышей с различными видами театра.
Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша Обязательный элемент – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, спокойную музыку во время игры, а так же звуки природы.
Речь наших детей находится в стадии формирования. Для решения этой задачи подобраны наборы предметных картинок по лексическим темам, наборы сюжетных картин, картинки с изображением размера, цвета, качества; картинки с изображением действий, чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки, Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития. Здесь расположены игры и упражнения, которые помогают укрепить руки малышей, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения.
Любовь и уважение к книге закладывается в детях именно с этого возраста Уголок книги — любимое место для ребят. Это книжки – игрушки, яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашние животные, игрушки, предметы детской одежды и т. п., книжки-вырубки, элерманы. Здесь же собраны и фольклорные жанры – народные сказки, песенки, потешки, считалки, загадки и т. д.
По содержанию сюжета книжки могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т. д.
Элементарные знания о животных, растениях дети получают в природном уголке. ОКНО В МИР:здесь дети наблюдают за сезонными изменениями в природе.
Элементарные эксперименты организуются в играх с водой. Имеется материал для экспериментирования: сосуды для воды, поролон, пенопласт, различные игрушки для игр с водой. Организуя игры с водой, мы не только знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику. Чтобы дети оставались сухими после таких игр, предусмотрены фартучки из клеенки.
В этом возрасте у детей активно развивается восприятие. Этот процесс идет под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Дидактические игрушки, представленные в сенсорной зоне уже более сложного содержания, включающие, например, чередование деталей в пирамиде, составление башни из большего количества деталей. Из дидактических игр подобраны игры типа «Лото» и парные картинки. Интересна для них и мозаика: — крупная пластиковая, а также пазлы из 3-12 частей; наборы разрезных картинок и др.
Для развития детей мы используем такую форму работы, как сенсорные коробки, привлечение внимания детей к определенному материалу. Сенсорные коробки располагаются в свободном доступе для детей, меняются 2-3 раза в неделю. Их содержание может быть различным: предметы, сходные по форме, по цвету, однородные, одинаково звучащие и т. п.
Маленькие дети много рисуют. И это не случайно. Рисование, как и игра, помогает им осознавать себя и окружающий мир. То, что мы взрослые делаем с помощью речи, малыш может передать через цвет, рисунок. Но в связи с возрастными особенностями они не могут это сделать самостоятельно. Необходимо создавать условия. Подобраны разнообразные изобразительные средства как традиционные, так и нетрадиционных (мука, крупа, нитки,). Работы детей размещаются в раздевалке на доске творчества с помощью магнитов.
Для детей 3 – года жизни уже необходимо предоставлять возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. В группе имеются разные конструкторы. Развитие познавательных и творческих способностей малышей происходит за счет использования модельных и символических средств. Оформлены панно для художественного конструирования.
Какие бы неутомимыми не были наши малыши, иногда им необходим отдых. В группе создан уголок семьи. Здесь малыши разговаривают с мамой, рассматривают фотографии родных, близких и друзей, просто отдыхают. Малыши могут оставить домашние игрушки, каждой найдется место.
Создавая предметно-развивающую среду, мы постарались сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечивает содержательное общение взрослых и детей. Но созданная среда не будет эффективной, если не задуматься о ее динамике. Для этого мы разработали картотеки игр и упражнений по всем видам деятельности. Вы можете с ними ознакомиться.