Хисмутова Ольга Сергеевна
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Проект «Мамина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, как одна из эффективных форм коррекционной работы в логопедической группе. Проект «Мамина школа».
Введение
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, научился разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно, четко и красиво. Правильная речь имеет огромную роль для полноценного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных пато-психологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики и других компонентов речи, способности передать свою мысль, желание – все это вызывает у ребенка замкнутость, робость, снижает речевую активность.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей, Проект „Мамина школа“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в развитии речи ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей.
Специалисты по дефектологии считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости детей в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны детского сада и семьи. Ведущие логопеды Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Г. А. Каше, Н. В. Нищева разработали программы для детей с нарушениями речи, где работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Они утверждают, что участие родителей в коррекционно-образовательном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагога и детей.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением – это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Изменения, которые произошли в системе дошкольного образования, отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Закон Российской Федерации «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Во ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, социальный статус, учитывать микроклимат семьи, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Отсутствие взаимодействия в работе учителя-логопеда и родителей детей логопедической группы – одна из более острых проблем, которая может препятствовать динамичному протеканию коррекционно-развивающего процесса. Существует несколько более частых причин, по которым взаимодействие педагога и родителей может быть нарушено:
- Отсутствие интереса у родителей к образовательному процессу;
- Высокая занятость родителей;
- Низкий уровень педагогической грамотности родителей;
- Отсутствие системности проведения занятий дома;
- Непринятие родителями диагноза у ребенка.
Из этого можно сделать вывод, что взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является необходимым критерием коррекционно-образовательного процесса.
Актуальность темы заключается в том, что современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка, а также контроль за выполнением всех требований педагога.
Новизна: для того, чтобы взаимодействие между учителем-логопедом и родителями логопедической группы было более эффективным в сентябре 2019 года был разработан проект «Мамина школа». Проект подразумевает проведение учителем-логопедом консультаций-практикумов для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Данная форма взаимодействия между педагогом и родителями не использовалась ранее.
Значимость: выявление трудностей у родителей детей логопедической группы при выполнении домашней работы, недостаточное количество информации, получаемой во время индивидуальной консультации и через информационные стенды привело к мысли о создании проекта «Мамина школа», в рамках которого учитель-логопед подробно и наглядно может предоставить информацию, касающуюся определенной темы, выбранной родителями и ответить на все интересующие вопросы.
Цель проекта: создание благоприятных условий, способствующих повышению эффективности коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, посещающих логопедическую группу.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
- Оказать родителям консультационную и практическую помощь;
- Повысить родительскую компетенцию по вопросам нарушений речи и предложить эффективные методы и приемы их преодоления;
- Развить у детей и родителей необходимый навык сотрудничества;
- Наладить доверительный отношения между педагогами родителями детей;
- Обеспечить комфортное ощущение ребенка в процессе коррекционной работы, окружить его душевным теплом, заботой и лаской.
Таким образом, деятельность учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Содержание
Теория
В условиях реализации ФГОС необходим постоянный поиск новых инновационных путей организации образовательного процесса в системе дошкольного образования и разработки его компетентностно-ориентированного научно-методического обеспечения. Организация образовательного процесса в системе дошкольного образования возможна на базе полиподходности, когда один подход дополняет другой. Для реализации проекта «Мамина школа», направленного на организацию взаимодействия семей воспитанников и учителя-логопеда, были выбраны следующие подходы:
1. Системный и деятельностный подходы с позиции которых образовательный процесс рассматривается как гибкая система создают условия развития ребенка, открывают возможности его позитивной социализации, его личностного развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками соответствующим возрасту видам образовательном деятельности;
2. Квалиметрический подход, направленный на реализацию таких функций образовательного процесса как:
- Развивающая функция предусматривает повышение уровня общей, базовой и профессиональной культуры путем самообучения педагогов и родителей;
- Мотивационно-побудительная функция направлена на стимулирование активности всех субъектов образовательной организации с учетом характера и уровня удовлетворенности образовательным пространством, личностных качеств и способностей педагога и родителей;
- Информационная функция предполагает использование в работе с детьми и их родителями дошкольного возраста разнообразных методических материалов, внедрение инновационных педагогических технологий;
- Коммуникативная функция определяет равноправные отношения между субъектами образовательного процесса, основанные на взаимном интересе и уважении.
Построение технологии не может быть осуществлено без опоры на теоретические предпосылки и принципы, определяющие ее характер и направленность.
Основные принципы взаимодействия родителей и учителя-логопеда:
- Один из ведущих принципов, проходящий через всю работу педагога с семьей, – это системность. Только в системе, а именно в единстве всех составляющих ее компонентов, может быть осуществлен грамотный анализ взаимодействия школы и семьи как важнейших структурных компонентов педагогической системы и предложены оптимальные пути влияния на познавательную и личностную сферу детей как результат этого взаимодействия;
- Личностно ориентированная парадигма современного образовательного процесса диктует индивидуальный подход к каждому его участнику. Педагог выбирает индивидуальную тактику общения с каждым ребенком, родителем. Только таким образом в школе будут созданы благоприятные условия для учащихся и семьи;
- Следующим важнейшим принципом организации технологического процесса является прогностичность – обязательное составление прогноза развития для ребенка, его родителей. В результате этот прогноз может осуществиться, и тогда технология будет признана эффективной, или не осуществиться – в этом случае необходим подробный педагогический анализ недостатков данной технологии, чтобы избежать их в будущем;
- Принцип координации предполагает четкое определение границ и рамок, в области которых строится технология, а также условий, регулирующих эту деятельность (действия руководства образовательного учреждения по поддержке педагога-организатора, поощрение детей, вовлечение родителей и т. д.). Любая технология строится как алгоритм, представляющий собой совокупность действий, последовательно выполняя которые, исполнитель добивается намеченного результата;
- И, наконец, последний, но не менее важный принцип построения технологии – взаимодоверие (и взаимоуважение) всех субъектов взаимодействия. На этом основывается успешность любой совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и педагогов должны не носить характер поучений или морали, но находиться под знаком совместного поиска оптимальных решений поставленной проблемы.
Основными технологиями взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей логопедической группы могут стать следующие виды мероприятий:
1. Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
- родительские собрания;
- консультации;
- оформление информационных стендов;
- папки-передвижки.
2. Нетрадиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:
- опросы, тестирование, анкетирование;
- домашние задания;
- информационные буклеты, листовки;
- семинары-практикумы, мастер-классы и т. д. ;
- посещение родителями логопедических занятий;
- дни «открытых дверей»;
- открытые занятия;
- памятки;
- проектная деятельность.
Очень часто родители не придают большого значения выполнению домашних заданий, игнорируют рекомендации учителя-логопеда, а из-за большой занятости не всегда могут подойти за консультацией к педагогу, или прочитать информацию на стендах. Также большинство родителей оказывается не способно грамотно преподнести материал ребенку при выполнении домашней работы.
Исходя из этого стоит отметить необходимость проведения в дошкольных образовательных учреждениях мероприятий, на которых учитель-логопед сможет объяснить родителям важность выполнения домашних заданий, раскроет некоторые тонкости совместной коррекционно-развивающей работы, предоставит наглядный материал и на практике покажет родителям основные методы и приемы работы с детьми.
Практика
Проект «Мамина школа» начал свою работу по повышению педагогической компетентности родителей детей логопедической группы с сентября 2019 года. Необходимость создания данного проекта и проведение мероприятий в его рамках обусловлены наличием затруднений у родителей при выполнении домашней работы с детьми.
После опроса родителей и наблюдения за качеством выполнения домашних заданий были выявлены основные ошибки, которые допускают большинство родителей. На основе этих ошибок и запроса родителей были сформулированы темы, которые вошли в план работы проекта «Мамина школа» (Приложение 1).
Первая консультация-практикум с родителями логопедической группы в рамках проекта «Мамина школа» на тему «Будем говорить красиво!» состоялась 11 октября 2019 года. Сперва учитель-логопед ознакомил родителей с содержанием работы «Маминой школы» ее целью, основными принципами и задачами. Данная встреча проходила в режиме логопедического занятия с родителями, в которое вошли следующие пункты:
- взаимосвязь речи и движения;
- речевые центры головного мозга;
- упражнения для развития общей моторики (значение, упражнения, приемы);
- кинезиология (значение, основные упражнения);
- дыхательная гимнастика (значение, упражнения, пособия);
- пальчиковая гимнастика (значение, пособия, приемы);
- логоритмика (значение, приемы, пособия);
- артикуляционная гимнастика (значение, приемы, инструкция).
На первой консультации родители получили необходимый объем информации по выполнению специальных упражнений, которые они сразу смогли применить на практике. Во время практической части педагог мог контролировать выполнение упражнений родителями и сразу же вносить корректировки. Также учитель-логопед продемонстрировал ряд пособий для занятий с детьми дома, которые родители могут сделать своими руками либо приобрести в магазине. В заключении мероприятия педагог ответил на интересующие вопросы, родители выразили благодарность и оставили позитивные отзывы о подобной форме мероприятий.
После мероприятия был проведен устный опрос родителей, которые посетили консультацию-практикум «Будем говорить красиво!». Родители рассказывали, что теперь намного легче работать с детьми дома, они могут контролировать выполнение упражнений и при необходимости их корректировать. Некоторые родители сделали своими руками пособия для выполнения пальчиковой и дыхательной гимнастик, а некоторые приобрели специальные тренажеры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Вторая консультация-практикум на тему «От звука к букве» состоялась 6 декабря 2019 года. Данное мероприятие было разделено на 2 блока. Первый блок – это открытое занятие, на котором дети логопедической группы показали родителям свои знания в обучении грамоте. Второй блок – практическая часть для родителей. После того, как родители заняли места своих детей за партами, учитель-логопед предложил им выполнить ряд подобных заданий и упражнений, но немного усложненных (в соответствии с возрастом). Задания и упражнения раскрывали в себе следующие аспекты обучения грамоте в дошкольном возрасте:
- фонематический слух и восприятие (значение, различие звуков, слогов, слов, слова-паронимы);
- определение места звука слове (в начале слова, в середине и в конце, позиция звука в слове);
- определение количества звуков и букв в слове;
- слоговая структура слова (определение количества слогов в слове и ударного слога);
- звуко-буквенный анализ слова (правила выполнения);
- основные правила выполнения домашней работы с ребенком по обучению грамоте;
- рекомендации для родителей по развитию читательского интереса;
- памятка для родителей по выполнению звуко-буквенного анализа слова.
Благодаря данному мероприятию родители на практике смогли выполнить упражнения для развития фонематического слуха, вспомнили правила выполнения слогового и звуко-буквенного анализа слов. Получили ответы на интересующие вопросы, рекомендации и памятки от учителя-логопеда.
Родители оставили только положительные отзывы о мероприятии, кроме того, что они получили много полезной и нужной информации, они отметили интересный формат встречи, который им позволил очутиться на месте своих детей и понять насколько труден процесс обучения грамоте.
Следующее мероприятие в рамках проекта «Мамина школа» проходило в марте/апреле 2020 года на тему «Расскажи-ка мне, дружок», на котором учитель-логопед рассказал о специфике развития всех компонентов речи (грамматического строя, лексики, звукопроизношения, и др., предложил варианты дидактических игр и пособий, дал рекомендации по развитию речи детей в летний период.
Заключение
В заключении можно сделать вывод о том, что взаимодействие с семьями детей активизировало участие родителей в коррекционной работе; у них появилась удовлетворенность работой, повысилась их педагогическая компетентность в вопросах речевого развития и появился интерес к проблемам детей. В результате совместной деятельности с родителями наблюдается положительная динамика речевого и общего развития детей, что подтверждают результаты речевой диагностики и качество выполнения домашних заданий.
На консультациях-практикумах родители рассказывали, с помощью какой методической литературы они решают проблемы воспитания детей и каких результатов достигли. В итоге параллельно с организованным процессом просвещения родителей шёл процесс стихийного получения информации, так как после консультаций стали активнее интересоваться новинками среди методической литературы и приобретением дидактических игр и пособий. Родители стали часто обмениваться мнениями друг с другом и с учителем-логопедом по поводу литературы, интернет-ссылками на дидактические игры и пособия по развитию речи.
Таким образом, реализация проекта «Мамина школа» способствует реальному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе с учетом их интересов и предпочтений. Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем образования, учет пожеланий родителей, использование методов их активации способствует формированию адекватной родительской позиции.
Приложение
Приложение 1.
План работы по проекту «Мамина школа»
№ Мероприятия Участники Сроки
I этап. Подготовительный (информативно-аналитический)
1 Анкетирование и опрос родителей. Родители, воспитатели, учитель-логопед. Сентябрь
2 Анализ анкет. Учитель-логопед Сентябрь
II этап. Организационный (практический)
3 Составление плана работы по проекту «Мамина школа» на учебный год и его утверждение на родительском собрании. Родители, учитель-логопед, воспитатели. Сентябрь
4 Подбор и изготовление пособий и обучающего материала для детей и родителей. Подготовка презентаций для мероприятий. Учитель-логопед
Октябрь
5 Проведение консультации-практикума №1. Учитель-логопед, родители, дети, воспитатели, специалисты ДОУ. Октябрь
6 Проведение консультации-практикума №2. Учитель-логопед, родители, дети, воспитатели, специалисты ДОУ. Февраль
7 Проведение консультации-практикума №3. Учитель-логопед, родители, дети, воспитатели, специалисты ДОУ. Май
8 Обмен опытом на МО сектора логопедов и в СИО. Логопеды и педагоги сектора и СИО. В течение года
9 Пополнение базы с дополнительной информацией, консультациями на общей почте для родителей группы компенсирующей направленности «Цветик-семицветик» (skazka77ykt@mail.ru)
Родители, учитель-логопед. В течение года
10 Оформление стендов, папок-передвижек с информацией, проведение индивидуальных консультаций. Родители, учитель-логопед. В течение года
11 Оформление папок с домашним заданием для закрепление пройденного речевого материала и автоматизации звуков. Учитель-логопед, родители, дети. В течение года
III этап. Заключительный (контрольно-диагностический)
9 Анализ эффективности работы учителя-логопеда и родителей группы в рамках проекта «Мамина школа» (опрос, отзывы); Учитель-логопед, воспитатели, педагоги ДОУ Апрель-май
10 Подведение итогов, рекомендации учителя-логопеда родителям на летний период. Учитель – логопед, воспитатели, специалисты. Май
Тематический план проекта «Мамина школа»
№ Тема консультации-практикума
Краткое содержание
Средняя группа
1 Тема: «Будем говорит красиво!»
Артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, звукопроизношение и др.
2 Тема: «От звука к букве» Основы обучения грамоте.
3 Тема: «Расскажи-ка мне дружок» Развитие связной речи, формирование грамматического строя и др. Игры, пособия.
Старшая группа
1 Тема: «Непокорные звуки. Автоматизируем грамотно!» Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2 Тема: «Правильно слышим-правильно пишем» Фонематический слух и восприятие.
3 Тема: «Я могу писать, читать!» Основные ошибки, методы и приемы профилактики дисграфии и дислексии.
Подготовительная группа
1 Тема: «Вместе веселей!» Кинезиологические игры и упражнения, нейрогимнастика, дыхательные и релаксационные техники, игры в паре, логоритмика.
2 Тема: «Юный Шерлок Холмс» Развитие ВПФ, подготовка к школе.
3 Тема: «Я будущий первоклассник!» Интеллектуальная игра по итогам обучения.
Список использованных источников:
1. Общепедагогические принципы построения технологии взаимодействия школы и семьи, [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/obschepedagogicheskie-printsipy-postroeniya tehnologii-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi/viewer;
2. Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников, [Электронный ресурс] https://infourok.ru/tema-sovremennie-podhodi-k-organizacii-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-3097993.html;
3. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи, [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2017/04/18/doklad-po-teme-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami;
4. Современные формы работы с родителями, [Электронный ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii;
5. Современные подходы и принципы в системе дошкольного образования, [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-i-printsipy-v-sisteme-doshkolnogo-obrazovaniya/viewer;
6. Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, [Электронный ресурс] https://39frspb.caduk.ru/p34aa1.html;
7. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/статьи /667760/;
8. Современные подходы в образовании, [Электронный ресурс] https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=311/.
Видео: https://www.youtube.com/embed/WOCm289rbAA