Лучший педагог года

Развитие образной речи детей посредством фольклора

лариса кочемирова
Развитие образной речи детей посредством фольклора

1 слайд: Я, Кочемирова Лариса Геннадьевна, воспитатель высшей категории. Тема моего выступления «Развитие образной стороны речи детей посредством фольклора».

2 слайд:В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезает его красота, образность. Исключительно мал, примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Они рождаются в живой разговорной речи, проникают из песенок, поговорок, потешек, отделяются от них, становятся самостоятельными. Поэтому считаю актуальным развивать образную сторону речи детей.

Публикация «Развитие образной речи детей посредством фольклора» размещена в разделах

3слайд: Целью моей работы является развитие образной речи детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с людьми, речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

В результате целенаправленной работы дети должны научиться выделять средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы); использовать средства художественной выразительности в собственной речи, уметь внимательно слушать и понимать содержание произведений фольклора.

4слайд: Работу начинаю с младшего возраста. Задачи ставлю с учетом возрастных особенностей детей. В соответствии с задачами подбираю и распределяю литературный материал.

Задачи для младшего дошкольного возраста:

1. Учить передавать с помощью фольклорных произведений эмоциональное состояние людей и животных, адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника;

2. Упражнять в использовании средств интонационной речевой выразительности;

3. Учить использовать слова и выражения, способствующие выразительности речи;

4. Расширять «читательский» опыт (опыт слушателя) за счет жанров фольклора.

Знакомство с фольклором начинаю с коротких песенок, потешек, колыбельных. Напевность и образность их помогает создать у детей хорошее настроение и эмоциональную отзывчивость.

5 слайд: В среднем дошкольном возрасте добавляются пословицы, загадки, скороговорки. При их помощи у детей обогащается словарь яркими, образными выражениями, развивается память, мышление, воображение.

6 слайд: Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей старшего дошкольного возраста развивается понимание образной стороны речи. На этом этапе задачи усложняются:

1. Стимулировать и развивать речевое творчество детей;

2. Развивать умение понимать и учитывать в процессе общения эмоциональное состояние собеседника;

3. Учить самостоятельно использовать средства интонационной выразительности речи, побуждать использовать вопросительную, восклицательную, повествовательную интонации в речи;

4. Обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора (волшебные и бытовые сказки, метаморфические загадки) и поэзии (басни, литературные загадки с метафорой).

Литературный материал расширяется. Знакомлю детей с закличками, дразнилками и небылицами.

7 слайд:Воспитательно-образовательный процесс строю по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми (это непосредственная образовательная деятельность, развивающее общение в ходе режимных моментов);

- самостоятельная деятельность детей.

8 слайд: Образовательную деятельность детей строю на основе интеграции и комплексно-тематического планирования.

Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей помогает мне обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Содержание интегрированных занятий основывается на ознакомлении с окружающим, т. е. образовательная область «Познание», которая интегрируется с развитием речи – образовательная область «Коммуникация». Включаю ознакомление с художественной литературой – о/о «Чтение», а также продуктивную деятельность – о/о «Художественное творчество», разнообразные игры – о/о «Социализация» и о/о «Музыка».

При этом каждое занятие сохраняет форму увлекательной игры.

Работу начинаю с педагогической оценки. Диагностический инструментарий разработала на основе программы «Детство», педагогических технологий: «Развитие речи и знакомство с художественной литературой» под редакцией Н. А. Карпухиной; И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Мы гордимся стариной, стала нам она родной…».

9 слайд: Для детей младшего дошкольного возраста были выведены следующие критерии:

- умение слушать и проявлять эмоциональный отклик на произведения фольклора (песенки, прибаутки, пестушки);

-понимать и принимать несложный фольклорный текст;

-самостоятельно проговаривать знакомый текст потешек.

10 слайд: В среднем возрасте:

- умение придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;

- умение передавать характер героев при помощи языковой выразительности;

-самостоятельно, с желанием проговаривать наизусть текст потешек.

11 слайд: В старшем дошкольном возрасте:

- умение понимать образность народного языка;

- умение в свободном общении пользоваться образными выражениями;

- самостоятельно выделять метафоры, сравнения, эпитеты.

12 слайд: Работа состоит из нескольких этапов.

1 этап: (младший возраст) - знакомство детей с народным творчеством. Работу начинаю с самого простого:

Колыбельных песенок, пестушек, приговорок, попевок.

Использую игровые методы, рассматривание с малышами картинок, иллюстраций, игрушек. В процессе рассматривания, использую игры – имитации, драматизации. Большая работа проводится во время режимных процессов: знакомлю с потешками для умывания, кормления, расчесывания, колыбельными.

Особое внимание уделяю коммуникативным играм, побуждаю детей к общению (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька», «Ножки, ножки, где вы были)

Учу детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где давала понятия о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами, логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо – громче - громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно: ша-шаша-наша каша хороша и т. д.).

13 слайд: НаII этапе (средний возраст) широко используютакие произведения:заклички, приговорки, игровые припевы, загадки, потешки. Продолжаю развивать устойчивый интерес к фольклору через знакомство с новыми жанрами устного народного творчества.

Дети повзрослели, подбираюпотешки, песенки с более сложным содержанием. Задачи усложняются, учу не только запомнить потешку, но и эмоционально обыграть ее. Дети учатся двигаться и говорить, как лисичка, заяц, медведь в зависимости от того, о ком произведение фольклора (подвижная игра «Кот Васька», хороводная игра «Заинька», потешка «Я по лесу, по зеленому бреду»)

В работе использую чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки. Учу четко выговаривать слова со звуками, подбирать слова с этими звуками, развивала фонематический слух.

Развиваю мелкую моторику в сочетании с речью («Сорока-белобока», «Этот пальчик»).

Загадки – полезное упражнение для детского ума. В средней группе знакомлю детей с загадками - выставляла игрушку и подбирала к ней загадку. Дети быстро отгадывали, ведь загадываемый предмет был перед глазами. В работе с детьми использую загадки про явления природы, про живых существ, про предметы домашнего обихода, про животных и растений.

Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире провожу игры «Кто и что это», «Я загадаю, а ты угадай».

Много радости доставляют детям загадки «Подскажи словечко». Провожу вечера – развлечения, где в гости к ребятамприходит бабушка – Загадушка.

14 слайд: На III этапе (старший возраст) использую в работе считалки, жеребьевки, дразнилки, поддевки, заманки. Это любимая форма детского самовыражения. В старшей группе на первый план выходит творческая работа с детьми по составлению «фольклористических» сказок: превращение пословиц, загадок, потешек, считалок в сказки.

Работа строится в форме бесед, посиделок, сказочных путешествий, вечеров сказок, литературных викторин: «Осенины», «Зимние посиделки», «Кузьминки», «Колядки», «Веснянка», «Фольклорная мозаика».

В старшем возрасте значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей (игры-имитации, драматизации, где дети в самостоятельной речи используют образные выражения.

Считаю, что именно такие формы работы являются наиболее эффективным средством раскрепощения личности каждого ребенка, проявления инициативы, интересов, способностей. Вместе с детьми мы готовим рукописные книги по произведениям фольклора, по произведениям собственного творчества.

15 слайд:Для успешной и плодотворной работы с детьми была организована образовательная среда.

Подобрала и изготовила разнообразные дидактические игры, изготовила различные виды театров, разработала и оформила серию опорных схем для рассказывания произведений фольклора, изготовила атрибуты к инсценировкам произведений устного народного творчества, произвела оснащение книжного уголка произведениями фольклора с крупным и понятным детям шрифтом.

16 слайд: Результативность моей работы видна на диаграмме. В младшей группе на конец года только 10% детей могли внимательно слушать и эмоционально реагировать на короткие песенки, потешки, колыбельные.

В ходе систематической работы с детьми средней группы удалось значительно улучшить результат: 25% детей стали запоминать и эмоционально обыгрывать произведения как со взрослым, так и в самостоятельной деятельности.

К концу третьего года работы 60% детей с удовольствием занимались словотворчеством: охотно придумывали сказки из пословиц, загадок и других произведений фольклора. Речь детей стала образной, наполненной яркими выражениями, эпитетами, сравнениями.

17 слайд: И свое выступление я хотела бы закончить словами Тихеевой:

«Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться его сокровищами».

Прикреплённые файлы:

obraznaja-rech_3dj99.pptx | 2838,93 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной речи детей посредством фольклора
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 20:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД