Руфия Скорова
Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Групповое пространство обустроено с учётом выделенных требований ФГОС ДО, а именно: эмоциогенности, доступности, насыщенности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и безопасности.
Среда планируется и выстраивается воспитателем при участии родителей в процессе выявления потребностей, особенностей развития и наблюдения за самостоятельными действиями, интересами детей, для удовлетворения естественной детской активности, исследовательского характера.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста» размещена в разделах
Всё игровое оборудование, игрушки, дидактический материал расположены в свободном доступе для детей, соблюдается позиция «расположения на уровне вытянутой руки ребёнка», чтобы дать им возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно. Развивающая среда группы соответствует принципу вариативности, предполагающему для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности). Она постоянно обновляется вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей. Яркая, красочная, привлекающая внимание детей среда группы, вызывает у детей положительные эмоции, обеспечивая индивидуальную комфортность, психологическую защищенность и эмоциональное благополучие.
В группе использовано тактичное конфигурирование пространства по направлениям деятельности, посредством обеспечения наличия не пересекающихся друг с другом развивающих зон, связанных с особенностями возраста : играем не вместе, а рядом. Каждая зона хорошо просматривается из разных уголков группы, обеспечивая безопасность малышей. В группе имеются два коврика для развивающего взаимодействия воспитанников и педагога.
В помещении группы раннего возраста созданы следующие зоны предметно-развивающей среды :
- зона сюжетно-ролевых;
- зона строительных игр и зона игр с транспортом;
- музыкально-театральный центр, уголок ряжения;
- зона игр с природным материалом (песком, водой);
- модуль для удовлетворения сенсомоторной потребности малышей;
- зона чтения и рассматривания иллюстраций;
- зона творчества;
- зона физического развития и двигательной активности;
- зона эмоционального благополучия и релаксации (уголок отдыха и уединения).
Наполнение различных зон и уголков обеспечено с учетом возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей детей, задач ООП детского сада.
Зона сюжетно-ролевых игр имеет подвижные детали: выдвижные ящики, сундучки, игровые модули и детский мягкий уголок. В игровой зоне располагаются уголок ряжения и театр, способствующие стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений воспитанников. Атрибуты для театра (элементы костюмов) и сюжетных игр шьют родители.
Зона игр с природным материалом оснащена всем необходимым материалом для элементарной познавательно – исследовательской деятельности (ёмкостями для экспериментирования с песком и водой, песочными наборами, лейками, заводными игрушками для игры с водой, разнообразными коллекциями, природным материалом, альбомами для рассматривания, дидактическими играми) для формирования естественнонаучных представлений у воспитанников. Воспитателем изготовлены игры и дидактические пособия о растениях и животных, сезонах года. Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель его - обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры.
Воспитатель вносит своё творческое видение в преобразование группового пространства : в зонах и уголках имеются игрушки, дидактические игры, сделанные руками педагога: полифункциональная ширма с меняющимся содержанием, накопитель (ёмкость) для «сюрпризного момента», разнообразные виды театра (вязанные, сшитые). Также воспитателем изготовлено нетрадиционное оборудование в зоне физического развития и двигательной активности (тренажеры из бросового материала, массажные коврики для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр и др., в зоне творчества собраны тематические пособия и игрушки.
Воспитатель соблюдает принцип безопасности при организации развивающей предметно-пространственной среды : располагает модули так, чтобы дети свободно перемещались по группе, вовремя убирает из пользования детей сломанные, травмоопасные игрушки, для изготовления дидактического материала и игр использует безопасные материалы.