Маргарита
Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Эта тема выбрана мной неслучайно. Еще не работая в детском саду, моей младшей дочери поставили диагноз "Задержка речевого развития". Действительно, для своего возраста(2,5 года) она знала всего лишь 5 слов. И я стала работать над этой проблемой: изучать литературу на эту тему, покупать и заниматься по развивающим тетрадкам. Большое внимание уделила развитию мелкой моторики : перебирание круп, фасоли, собирание бус, пазлов, рисование пальчиками, кистью, ватными палочками, лепка пластилином, тестом и т. п. Очень много времени уделила пальчиковым играм и чтению книжек. Результат не заставил себя долго ждать, в 3 года она говорила полными предложениями. ее словарный запас увеличился до 100 слов, в 4 года легко научилась читать, в 6 лет писала сказки.
Публикация «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая в школе, столкнулась с проблемой: дети не могут построить предложение, пересказать, трудности возникают при работе с ножницами, ручкой и карандашом.
Непосредственно, в детском саду- много детей с задержкой речевого развития. Родителям легче все сделать самим за ребенка, дать гаджет, чем поговорить, позаниматься. Проблема остается острой и сейчас, дети не могут объяснить, договориться, попросить, сказать, им легче забрать игрушку, ударить. Конфликты часто возникают от неумения говорить. Поэтому значение велико
.Наша речь часто сопровождается движениями рук, пальцев-жестикуляцией. Глухонемые, не слышащие люди общаются при помощи пальцев, а невидящие читают кончиками пальцев.
Во второй младшей группе провела диагностики уровня речевого развития у 16 детей по методике обследования Ушаковой, Струниной и уровня развития мелкой моторики. Сравнила два показателя. Заметила, что у детей с хорошо развитой мелкой моторикой развита речь. В подготовительной группе также провела диагностику: у детей с проблемой развития речи уровень поднялся.
Хотела бы поделиться своим небольшим педагогическим опытом развития мелкой моторики в своей группе, начиная со второй младшей группы до подготовительной.
Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.
Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями.
Игры на взаимодействие.
Рыбка, рыбка, окунёк… Один игрок кладёт свою ладонь на раскрытую ладонь другого. Тот её гладит свободной рукой и приговаривает: «Рыыыбка, рыыыбка…». Затем он внезапно восклицает: «Окунёк!» и прихлопывает руку первого, чья задача отдернуть руку до удара. Ещё один вариант: «Киииска, киииска… Брысь под лавку!».
Летел лебедь по синему небу… Игроки держат ладони перед собой так, что у каждого одна рука прикрывает тыльную сторону руки другого. Они по очереди прикасаются к ладоням друг друга со словами: «Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером…» Каждый раз называете другой номер. Какое число, столько же раз нужно потом коснуться друг друга ладонями и считать вслух. Тот, кто произносит последнее число, пытается резко прихлопнуть ладонь второго игрока. Для детей постарше это отличное упражнение на счёт и анализ, а малыш просто с удовольствием похлопает ладошами вместе со взрослым.
Если он ещё не умеет считать, можно ограничить номера газеты числами 1-2-3 и подсказывать в нужном месте.
Птичка зёрнышко клюёт… Один игрок выставляет раскрытую ладонь: «Птичка зёрнышко клюёт», - а другой постукивает по ней пальцем. Внезапно первый быстро произносит: «А назад не отдаёт!» - и сжимает ладонь, стараясь поймать пальчик.
Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Самомассаж зубной щёткой
Дети берут в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно
опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
Массаж мячиком Су-Джок
Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.
Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев. Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, можно стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма.
Игры с платочками
Тесто
Месим, месим тесто! 1 вариант игры.
Есть в печи место! Дети берут платочек за два
Будут, будут из печи уголка и пальцами обеих рук
Булочки и калачи! собирают платочек в обе ладони.
Народная потешка 2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и
собирают целиком платочек в
ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой).
Другая рука не помогает!
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают
Ловко прятались в кроватке. пальцы обеих рук.
Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают
Ловко спрятались в кроватке. платочек в обе ладошки.
Массаж спины.
Игры с бусами
Бусы
Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках,
Бусы мамины достала, считают бусины в прямом и в
Бусы я перебираю, обратном порядке.
Свои пальцы развиваю.
О. Крупенчук
«Спрячь в ладошках».
Дети берут нитку бус и собирают их в ладонях так, чтобы все бусинки были спрятаны.
«Перекати бревно».
Дети плотно прижимают две раскрытые ладони рук к бусам и начинают перекатывать в разных направлениях.
«Посмотри, что получилось». (длинные бусы)
Дети, сидя на ковре, собирают все бусы в ладонях, затем бросает на ковер и рассматривает, что получилось (образ).
Дети выкладывают на ковре любую фигуру.
«Мозаика», «Конструктор», «Пазлы» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант).Игра «Волшебный мешочек» развивает тактильную чувствительность.
Геоборд (математический планшет) - это многофункциональная геометрическая доска с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек. Это приспособление стало известно ещё в 50-е годы прошлого столетия благодаря египетскому математику Калебу Гаттегно, создавшему первое "поле для рисования резиночками 25 штырьками. Сделана из кухонной доски, шурупов и канцелярских резинок.
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Рисование ватными палочками, пальчиками рук, обводка кисти руки, переплетение, обрывная аппликация, пластилинография, оригами. Действия с бумагой является отличным средством на развитие мелкой моторики у детей, воображения, творческого мышления. Можно предложить детям заниматься оригами, аппликацией, плетением из бумаги и другими поделками, которые увлекут ребенка и создадут условия для развития моторики пальцев.
Изготовление пальчиковых кукол. Инсценировка сказки
Эта небольшая часть проводимой работы по развитию мелкой моторики. Закончить представление своей работы хотелось этими словами великого педагога.
"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. "
В. А. Сухомлинский