Галина Шинкаренко
Причины тревожности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Причины тревожности у дошкольников.
Тревожность — не болезнь, а эмоциональное состояние негативного характера. У подросшего ребёнка становится более сложными строение нервной системы, а значит, тревожные состояния будут усложняться. Если не обращать внимания на тревожность у детей дошкольного возраста, родители могут столкнуться с трудностями, когда ребёнок пойдёт в школу.
Ребёнок с повышенной тревожностью отличается :
• постоянной подавленностью
• насторожённостью
• сложностью в установлении контактов
• враждебным восприятием к миру
Публикация «Причины тревожности у дошкольников» размещена в разделах
• мрачным взглядом на окружающее
• заниженной самооценкой.
Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:
1. Бесконтрольный просмотр ТВ.
2. Сильный испуг.
3. Неблагоприятная атмосфера в семье.
4. Насмешки сверстников.
5. Тревожное поведение взрослых.
6. Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.
7. Авторитарность родителей.
8. Разность во взглядах воспитания в семье.
9. Ожидание неприятностей.
Особенности повышенной тревожности у старших дошкольников
Тревожность старших дошкольников может быть связана с погрешностями семейного воспитания и атмосферой дома, а постепенной подготовкой к началу школьного обучения. Старшие дошкольники не менее младших переживают о том, придут ли их забирать родители и всё ли с ними в порядке. Повышенной тревожностью страдают дети с заниженной самооценкой: их переживания связаны с общением со сверстниками и тем, какие роли они исполняют в группе.
При повышенной тревожности у детей дошкольного возраста могут возникать:
• неврозы
• навязчивые мысли и движения
• фобии.
Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки.
Повышенная тревожность у таких детей может проявляться следующим образом:
1. В поведенческих реакциях:
• ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках, грызть ногти и карандаши, сосать пальцы;
• излишняя скованность и напряжённость;
• повышенная суетливость, жестикуляция;
• ребёнок может что-то постоянно ронять и терять;
• малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать
• плаксивости.
2. В физиологических реакциях и симптомах:
• покраснение или, наоборот, побледнение лица;
• излишняя потливость;
• дрожание рук;
• вздрагивание при неожиданных звуках;
• учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию;
• нарушения сна;
• проблемы с аппетитом.
3. В переживаниях и чувствах:
• боязнь неудачи;
• тягость ожидания;
• желание удалиться;
• чувства незащищённости;
• ощущение неполноценности;
• чувство стыда или вины.
Профилактика негативных последствий высокой тревожности
у ребёнка дошкольного возраста
Советы психолога помогут родителям избежать развития повышенной тревожности у дошкольников :
1. Организовывайте общение с ребёнком в спокойной и доброжелательной атмосфере.
2. Исключите критику поведения и характера ребёнка.
3. Стимулируйте у малыша развитие самостоятельности и инициативности.
4. Привлекайте ребенка к разнообразному общению, а также к выполнению простых поручений.
5. Не подрывайте авторитет значимых для ребёнка людей.
6. Соблюдайте последовательность в действиях.
7. Не запрещайте ребёнку без причин то, что разрешали ранее.
8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить.
9. Хвалите в случае успеха, помогайте и поддерживайте, когда ребёнок сталкивается с трудностями.
10. Доверяйте малышу, будьте с ним честными и любите его таким, какой он есть.
Важно наладить позитивную коммуникацию с ребёнком, особенно в период адаптации к детскому саду или школе. А взаимодействие родителей и воспитателя ДОУ, их терпение и внимательность помогут ребёнку с повышенным чувством тревожности успокоиться, снять напряжение, преодолеть застенчивость.