Папки-передвижки

Приемы обучения детей составлению описательного и повествовательного рассказов

АКСАНА ДЕМЧУК
Приемы обучения детей составлению описательного и повествовательного рассказов
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской действительности и формами общения с окружающими людьми.

Последовательность работы над связной речью.

• Воспитание понимания связной речи;

• Воспитание диалогической связной речи;

• Воспитание монологической связной речи,

Приемы работы;

Публикация «Приемы обучения детей составлению описательного и повествовательного рассказов» размещена в разделах

• Работа над составлением рассказа – описания по игрушке;

• Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

• Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картине;

• Работа над пересказом;

• Работа над самостоятельным рассказом.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по развитию речи – является рассматривание и описание игрушек. Поскольку каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием предметов и игрушек систематически проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи описательной форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи то, что они видят, слышат, осязают.

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя, называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д., подбирают сравнения и определения.

При описании игрушки в младших группах используются следующие приемы :

1. Рассматривание;

2. Сравнение;

3. Беседа с детьми;

4. Совместное рассказывание;

5. Вопросы педагога;

6. Образец рассказа;

7. Тактильное восприятие;

8. Игра с этим предметом;

9. Художественное слово.

10. Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек:

1. Не должны быть мелкими.

2. Могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду;

3. Близки к естественному виду;

4. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.

Занятия с игрушками в средней группе носят творческий характер, от них развивается мышление и воображение, закрепляется и активизируется словарь. От того как будет организован процесс обучения рассказывания по игрушкам, будет зависеть формирование связной речи у детей 4 – 5 лет.

При описании игрушки в средней группе используются следующие приемы :

1. Сравнение;

2. Дидактические и сюжетноролевые игры (волшебный мешочек, потерялся ребенок);

3. Использование элементов фольклора: стихов, песенок, потешек, загадок и пр. ;

4. Внесение игрушки в группу до начала занятия;

5. Оставление игрушки в группе после занятия;

6. Инсценировка (позволяющая раскрыть индивидуальность игрушки);

7. Дополнительные вопросы педагога;

8. Дополнение детьми предыдущего рассказа;

Критерии отбора игрушек.

- Не должны быть мелкими;

- Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

- Близки к естественному виду;

- Должны быть безопасны.

В старшем и подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов. Описание – полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательное, точное по языку, с использованием образной речи.

При описании игрушки используются следующие приемы :

1. Образец и план рассказа;

2. Вопросы воспитателя;

3. Рассматривание;

4. Тактильное восприятие;

5. Дополнение детьми предыдущего рассказа;

6. Выбор игрушки по желанию ребенка;

7. Инсценировка рассказа.

Критерии отбора игрушек в старшей и подготовительной группе:

-Не должны быть мелкими;

-Должны быть выразительными, выделяться внешним видом, чтобы можно было сравнивать;

-Близки к естественному виду;

-Должны быть безопасны.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека. Можно описывать времена года и профессии людей.

Формирование умений связной речи основывается на восприятии наглядных средств (игрушек, картин). Детей учат составлять, не только описательные, но и повествовательные рассказы по игрушкам, картине или серии картин

При обучении составлению повествовательных рассказов по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей, эмоциональных и родственных связей. Детям предлагается представить, как развивается сюжет во времени. Затем предлагается составить рассказ по результатам обсуждения.

Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картин, где каждая картина из серии изображает отдельный эпизод рассказа.

Детям предлагаются различные варианты предъявления картин (первая картина открыта, остальные закрыты; три первые закрыты, последняя открыта и т. д.). По их расположению дети старшего дошкольного возраста составляют рассказ.

При организации речевой практики дошкольников на занятиях с картиной или серией картин используются специальные приемы :

1. Вопросы воспитателя, цель которых - помочь ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений, направить внимание детей на взаимосвязь между объектами. Детям старшего возраста можно задавать вопросы: помогающие в логической и временной последовательности передать содержание картины.

2. Вопросы детей. С помощью вопросов, задаваемых самими дошкольниками, включается в действие мотивационный механизм, активизируются интерес, потребности, желания и т. д. В случае если среди вопросов детей не окажется близких по содержанию к показываемой картине, педагог может направить мысль ребят в нужное русло.

3. Рассказ - образец, помогающий детям осмыслить содержание картины, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дошкольники на практике видят, как можно передать содержание картины, учатся соотносить с ней рассказ.

4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности. "Для коллективных рассказов следует выбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета ( например: "Зимние развлечения", "Летом в парке" и др.) или серии сюжетных картин".

При обучение повествовательным рассказам по игрушке выделяют следующие приемы :

начинается с 1. рассматривания игрушки, с выделения ее характерных особенностей. Затем воспитатель предлагает придумать рассказ о ней и дает план : "Расскажи про мальчика, у которого была эта игрушка. Какая она? Что с ней можно делать? Что с ней может произойти?" Если дети испытывают затруднения, он может подсказать свой вариант. Можно предложить дошкольникам придумать рассказ по набору игрушек, который должен подсказывать сюжетную линию (например, зайчик и елочка, девочка и котенок и др.) .

Более сложным видом упражнений являются 2. игры-инсценировки, во время которых дети старшей группы составляют рассказ и одновременно осуществляют с игрушками действия.

Также рекомендуется использовать прием 3. совместного составления рассказа подгруппами детей; например, двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек и дается задание вместе отобрать нужные игрушки, вместе придумать рассказ, решить, кто его будет рассказывать.

4. Методика обучения рассказыванию из опыта, рассказывать об увиденном, услышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако зачастую он рассказывает сбивчиво, с повторениями, противоречиями, постоянными "нет, не так", "я забыл сказать", "я не помню, как это было" и т. п.. Рассказывание из опыта отличается тем, что дети хорошо знают то, о чем говорят. Умение рассказывать из опыта приобретается детьми в процессе непосредственного общения с окружающими. "Намечая тему рассказов из опыта, воспитатель должен быть, уверен, что у всех детей (или по крайней-мере у большинства) имеется соответствующий теме запас впечатлений и знаний. Тема рассказа, предлагаемая детям этой группы, должна быть конкретной, связанной с конкретным фактом из жизни детей, обучают рассказам, отражающих их индивидуальный (личный) опыт и коллективный (общегрупповой) опыт" .

В обучении детей повествовательным рассказам из опыта широко распространенным приемом является речевой образец. Он позволяет показать детям, как с помощью слова можно передать другим то, что они не видели, поделиться своими впечатлениями, наблюдениями. Рассказ воспитателя о случае из его жизни является одним из простейших и ценных видов применения образца рассказа из личного опыта. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

Для развития большей целенаправленности мысли и речи, их полноты и временной последовательности большую роль играют вспомогательные вопросы. К ним воспитатель может прибегнуть для того, чтобы возвратить отвлекающегося ребенка к предмету рассказа, помочь ему последовательно изложить, повысить интерес к описываемому явлению.

В повествовательном рассказывании план в виде вопросов оказывает существенное влияние на последовательность и подробность изложения событий. Он указывает ребенку, о чем он будет рассказывать раньше, о чем позже. Используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

Для обучения составлению повествовательных рассказов используются приемы совместного рассказывания, анализ образца. Совместное рассказывание - представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает". Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа и направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов.

При обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов широко используются игровые методы и приемы : игры-драматизации (Красная шапочка, Заюшкина избушка, игры-путешествия (Волшебный лес, Прогулка, дидактические игры (Высокий - низкий, Собери картинку и расскажи, словесные игры (Кто больше слов скажет, Расскажем про белочку, Найди другое слово). Данные игры могут использоваться как самостоятельная форма обучения, так и как часть занятия по развитию речи.

Любой навык, умение формируется в практической деятельности, нельзя обучить рассказыванию, если не создавать практическую необходимость для применения этих умений и навыков. Чтобы обучить детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы, необходимы практические речевые упражнения с последовательным их усложнением.

Таким образом, дети учатся составлять рассказы по игрушке, предмету, картине и т. д. проявляя все большую активность. Педагог должен профессионально и умело руководить этим процессом.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению составления рассказов с использованием в своей работе более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Публикации по теме:

Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах»Книга детей подготовительной группы «Сборник рассказов о домашних питомцах» Новую свою публикацию хочется начать с высказывания В. А. Сухомлинского «Чтение - это окошко, через которое дети видят мир и познают себя».

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗКонспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 летМетодические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы обучения детей составлению описательного и повествовательного рассказов
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 16:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы обучения детей составлению описательного и повествовательного рассказов» (включая файлы) размещена пользователем АКСАНА ДЕМЧУК (УИ 64165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД