Получи документы

Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Каширина Кристина Анатольевна
Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ФГОС дошкольного образования обозначил правовой статус воспитанников, которые в силу ограниченных возможностей здоровья не справляются с образовательной программой наравне со сверстниками. Эти дети имеют особые образовательные потребности, но, учитывая социальные нужды общества, обучаются совместно с другими воспитанниками, посещающими группу комбинированной направленности. Вместе с овладением общей программой такие воспитанники нуждаются в проведении коррекционной работы, направленной на исправление или компенсацию нарушений развития.

Публикация «Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Проблемой для педагогов и родителей является высокий уровень истощаемости ЦНС, который не позволяет заниматься с ребенком продолжительное время, поскольку такие дети быстрее устают и уже не воспринимают материал. У всех дошкольников с нарушенным развитием отмечаются вербальные трудности: невнятное звукопроизношение, бедный словарный запас, зачастую семантическое значение слова упрощено, множественные грамматические ошибки, нарушение связной речи, а также сложности в овладении письмом и чтением.

Речевые нарушения, как правило, затрудняют и без того непростой процесс социализации. Сюда же относятся проблемы накопления и активизации словаря, особенности семантики. Наиболее грубо страдает, как правило, связная речь. Здесь отмечается упрощение предложения, множественные лексико-грамматические нарушения.

Создание оптимальных психолого-педагогических условий и оказание помощи воспитанникам этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования – основная цель деятельности педагогов.

Воспитанники с ОВЗ с самого начала успешно адаптировались к общению со сверстниками, взрослыми, режиму дня в детском саду. Но они также много времени проводят в условиях семьи, в связи с ухудшением соматического здоровья, прохождением планового лечения. Тогда перед педагогами обозначается проблема реализации программы в полном объеме с воспитанниками данной категории. В таких условиях на помощь приходят дистанционные формы обучения.

Внедрение дистанционных технологий имеет ряд преимуществ в работе с воспитанниками с ОВЗ: могут получать более качественные знания, не выходя из дома; усваивать материал в соответствии со своими физическими способностями.

В настоящее время современные технологии дают возможность частично компенсировать пропуск занятий благодаря режиму онлайн и офлайн.

Плюсами использования данной технологии являются : поддержка систематичности занятий; закрепление навыков и материала; формирование умения продуктивно использовать гаджеты; речевое развитие; усиленное развитие фонематического слуха; новая познавательная мотивация; расширение общих представлений.

Наряду с положительными моментами, стоит отметить и наличие отрицательных. Так, очевидно негативное влияние на зрение, как воспитанников, так и педагогов. Еще один нежелательный аспект – это изменение времени занятия (как и увеличение и сокращение времени). Определенную проблему создает домашняя атмосфера: нежелание участвовать в работе, может проявляться быстрая потеря интереса, лабильность настроения, изолированность от сверстников. Кроме того, стоит отметить, что порой педагог сталкивается с нарушением режима. Тактильный контакт педагога и воспитанника, как правило, отсутствует, имеются трудности в оказании действенной помощи. Не всегда доступная качественная связь.

Режим онлайн - занятий позволяет закреплять полученные знания, а вот приобретение новых произносительных умений затруднительно, в том числе велик риск неверной постановки звука. Не секрет, что в процессе обучения между педагогом и воспитанником устанавливаются особые, эмоционально комфортные отношения, которые отражаются в интонациях, прикосновениях, привычных играх, упражнениях. К сожалению, все это, как правило, утрачивается, или видоизменяется при проведении онлайн-занятий.

Эффективность любого вида дистанционного обучения зависит от четырех факторов: взаимодействия педагога и воспитанника, несмотря на то, что они разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; обратной связи. Она также зависит от организации и методического качества используемых материалов и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как эффективное: более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; наличие необходимых адаптированных материалов и специального оборудования для воспитанников с ОВЗ.

В возрасте 5 – 7 лет ребенок еще не обладает достаточным уровнем развития самоорганизации, произвольного внимания и необходимыми навыками коммуникации для дистанционной работы. В таких условиях значительная нагрузка ложится на родителей. От них требуются организация рабочего места, помощь ребенку в освоении технических устройств, соблюдение режима дня, формирование и закрепление стереотипов образовательной деятельности.

Без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то, прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Педагогический коллектив нашего учреждения работал над решением проблемы эффективного применения дистанционных образовательных технологий.

Дистанционное обучение осуществлялось целенаправленным взаимодействием воспитанника, родителей и специалистами ДОО.

Коллективом педагогов ДОО:

• собрана информация об интернет-ресурсах, способных предоставить электронные площадки для проведения видеоконференций, чатов, телефонии;

разработаны пакеты общих консультаций для родителей (законных представителей) и педагогов ДОО по работе с воспитанниками в дистанционном режиме;

разработана и апробирована система дистанционной работы с воспитанниками групп и педагогами;

разработан печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков;

• создан «cloud.mail.ru» для размещения пособий, необходимых для занятий; видеоуроков; видеоконсультаций для родителей; фонетической ритмики; инструкций к заданиям и упражнениям; различных памяток; ссылок на другие ресурсы или файлы; минифильмов.

• установлены приложения WhatsApp, Viber, Instagram.

С целью обратной связи родители размещают в группу или лично педагогам короткие видеофрагменты занятий со своими детьми. Педагоги в своих комментариях поощряют старания детей, радуются их успехам, поддерживают стремления к новым достижениям и хорошим результатам.

Применение дистанционных технологий выводит образовательный процесс на более качественный уровень.

Безусловно, для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дистанционная форма обучения является огромным преимуществом. Образовательный процесс адаптирован к их конкретным нуждам. Они могут виртуально общаться с педагогом и сверстниками в онлайн режиме, не испытывая при этом неудобства, скованности.

Так же хочется отметить, что детям очень нравится такая форма работы : они не отстают от сверстников (знакомятся с новым материалом, выполняют задания). Поэтому при выходе в детский сад после отсутствия, у этих воспитанников не возникают затруднения в усвоении программного материала.

Таким образом, применение дистанционных технологий повышает эффективность процесса обучения и развития. Для дошкольников образовательная деятельность становится интересной, занимательной, более успешной.

Литература

1. Буйместру, И. А. Использование дистанционных технологий в детском саду : взгляд воспитателя (Текст) /И. А. Буйместру //Образование и воспитание. 2020. – № 4. С. 7

2. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие (Текст) / Н. В. Никуличева – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностямиИспользование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Использование пособия «Сундучок с тканями» как средство сенсорного развития в работе с детьми с ограниченными возможностями Назначение Занятие.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение дистанционных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 16:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД