МААМ-картинки

Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников

Юлианна Сытникова
Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников

Ю. Б. Сытникова

Педагог-психолог МБДОУ № 132 г. Ростов-на-Дону

Аннотация: встатье рассматривается проблема и перспектива применения программ гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, опираясь на ФедеральныеГосударственные требования построения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подвергается анализу прогнозирование их использования в общественном и семейном воспитании, что провоцирует активное развитие гендерных исследований в области психологии и педагогики. Рассматриваются задачи, стоящие перед гендерной педагогикой. Представлены психолого-педагогические условия продуктивного воспитания девочек/мальчиков на момент их гендерной социализации.

Публикация «Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Ключевые слова: гендерное воспитание дошкольника, гендерная идентичность (гендерная принадлежность, гендера-сбалансированная воспитательная среда.

На сегодняшний день большое внимание уделяется изучению задач теоретического и практического подхода в гендерном воспитании девочек и мальчиков. Подвергается анализу прогнозирование их использования в общественном и семейном воспитании, что провоцирует активное развитие гендерных исследований в области психологии и педагогики. Поиск теоретико-методологических основ и рычагов воздействия на социализацию индивида, которые соответствуют всем требованиям настоящей педагогической реальности, способствуют формированию нового направления педагогики представляют собой один из компонентов модернизации содержания образования и воспитания.

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [1. с. 386].

Теоретическая обоснованность гендерного подхода в воспитании дошкольников, поиск психолого-педагогических условий продуктивного воспитания девочек и мальчиков в момент их гендерной социализации, благоприятному становлению личных маскулинных, феминных и андрогинных особенностей, предполагающих организацию педагогической поддержки в разрешении задач, которые имеют взаимосвязь с гендерным соотношением и самореализацией индивида в дошкольном возрасте.

Задачи стоящие перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.

У истоков гендерного воспитания стоит осознание того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят дети обоих полов, с собственными социокультурными представлениями, индивидуальными потребностями и определенным запасом гендерных стереотипов поведения [2. с. 213-215].Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

Сутью гендерной интеграции в социум по мнению А. В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов [3. с. 15-19]. В основе гендерной интеграции в общество лежит проработка гендерной идентичности и усвоение гендерных ролей, в числе которых понимание того как на этот цикл воздействуют гендерные стереотипы.

Таким образом гендерное воспитание – это целеустремленный, осознанный процесс, который ориентирован на сопровождение развития индивида, способствующий повышению уровня гендерной культуры человека с целью успешной интеграции индивида в современном общественном строе [4. с. 36–40]. В теории сущность гендерного воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста обоснованно в ходе нашего исследования сущности гендерного воспитания. Теория основана на междисциплинарном, всецелом и гендерном методах, предоставила возможность совокупить настоящие данные многих наук о гендере.

Теория гендерного воспитания дошкольников включает в себя такие компоненты как:

1) формирование педагогической обстановки для экологичного развития разнообразных составляющих уникальности мальчика/девочки;

2) целеустремленную образовательную деятельность по гендерному воспитанию;

3) Систематизация цикла гендерной интеграции личности дошкольника в социум (оказание индивидуальной поддержки ребенку в самоконтроле в соответствии с гендерными стереотипами).

Процесс воспитания детей дошкольного возраста был рассмотрен нами как целеустремленное педагогическое воздействие в рамках формирования личности девочки/мальчика, разнообразных компонентов уникальности (интеллект, мотивация, деятельность, эмоциональность, самоконтроль) и гендерному воспитанию, ориентированному на освоение девочками/мальчиками гендерных ролей, навыков типичного поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Для применения сути гендерного воспитания детей дошкольного возраста планируется выполнение следующих психолого-педагогических условий продуктивного воспитания девочек/мальчиков на момент их гендерной интеграции в социальную сферу. К числу которых мы отнесли:

• построение сбалансированного гендера-ориентированного образовательного пространства;

• осуществление частичных программ гендерного воспитания;

• производство и применение в учебно-воспитательный процесс способов гендерного воспитания;

• квалификационная подготовка педагогов к данному виду деятельности;

• своевременная информационно-методическая поддержка всех участников образовательного процесса по вопросам гендерного отождествления и самореализации личности девочки/мальчика.

Под сбалансированным гендера-ориентированным образовательным пространствоммы подразумеваем педагогизированные условия для воспитания личности дошкольника, дающую возможность мальчику и девочке разграничивать себя от понимания другого пола, отождествлять себя со знаниями своего пола и формировать индивидуальные гендерные особенности личности и способа положительного гендерного поведения.

Данное условие воспитания и развития подразумевает знакомство ребенка с устоявшимся в обществе порядков социальных ролей и взаимодействие, и усвоение гендерных ролей, правил, ценностей, идеалов и морали современного социума. Для проектирования

Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Для построения сбалансированного гендера-ориентированного образовательного пространства необходимо:

• расширения зон самореализации девочек/мальчиков (дополнительная мотивация девочек к занятию спортом, а мальчиков к навыкам самообслуживания);

• создание положительного опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в коллективной деятельности;

• исключение общепринятых традиционных культурных запретов на эмоциональное самореализацию мальчиков, стимулирование их к демонстрации чувств;

формирование у девочек опыта само поощрения и увеличение уровня самооценки:

• моделирование ситуаций для отработки гендерной чувствительности (по средствам тренинговых занятий, театрализации и обмена гендерными ролями);

• приобщение к воспитанию детей родителей обоих полов.

Для реализации комплексных программ необходимо изучение существующих программ и разработка собственных, учитывающих Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ ООП ДО, которые отображают первостепенные ориентиры ознакомления детей с нормами и правилами взаимоотношений с ровесниками и взрослыми, требуют использования гендерного маршрута в дошкольном образовании [5].

Таким образом осуществление ФГТ Российской Федерации к дошкольному образованию становится наиболее востребованным создание методик ориентированных на гендерное воспитание девочек и мальчиков, подразумевающих гендерной принадлежности (гендерной идентификации).

Список литературы

[1] Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг. 2011. – 386 с.

[2]Штылева Л. В. Педагогика и гендер : развитие гендерных подходов в образовании. – 2016. – 213-215 с.

[3] Мудрик А. В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. –2003.– № 5. – 15-19 с.

[4]Борытко Н. М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. – Волгоград: Перемена, 2009. – 36–40 с.

[5] Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : Приказ Министерства образованияи науки РФ № 655 от 2009. URL : https://rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html (дата обращения; 10.11.2020)

© Ю. Б. Сытникова 2022 год

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Игра в воспитании экологической культуры дошкольниковИгра в воспитании экологической культуры дошкольников Бережное отношение к природе, формирование экологической культуры и природоохранного сознания надо воспитывать у детей с раннего детства.

Использование метода моделирования в воспитании дошкольниковИспользование метода моделирования в воспитании дошкольников .

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольниковПрименение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Применение игровых технологий для развития ФЭМП у дошкольников Выполнила: воспитатель Тогучинского детского сада №1 Озерова Л. А. «Без игры.

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение гендерного подхода в воспитании дошкольников
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 12:32
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД