Наталья Горбенко
Применение игровых технологий как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Горбенко Наталья Николаевна
воспитатель
МОУ «Тавровская СОШ "Формула успеха"
структурное подразделение «Детский сад»
Белгородского района Белгородской области.
Публикация «Применение игровых технологий как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.
Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения, другими словами «ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверено». Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности и брошенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих.
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель игр с детьми в адаптационный период — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игры позволяют решать такие важные в период адаптации задачи, как:
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение тревожности, агрессии у детей;
• Формирование у детей доверия к воспитателю;
• Формирование чувства уверенности в окружающем;
• Помощь ребенку в освоении новой среды;
Условно игры в адаптационный период можно разделить на две группы:
1. Коммуникативные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды (под окружающей средой в данном случае подразумевается игровая, спальная, приемная,).
Коммуникативные игры по характеру взаимодействия участников между собой делятся на:
1. Вербальные
Среди вербальных коммуникативных игр можно выделить большую подгруппу игр – знакомств и игр – обращений. Например, «Назови по имени», «Кого сегодня нет?», «Ласковое имя», «Передай колокольчик». Цель таких игр – учить ребенка отзываться и называть свое имя, называть другого ребенка по имени, запоминать имена сверстников.
2. Невербальные
Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей. помогают снять нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых движений.
К ним относятся:
общие хороводы «Карусели»,
игры – забавы «Догонялки с куклой, (мишкой, собачкой)», «Прятки с платочком», «Мыльные пузыри», «Игра с солнечным зайчиком»
Так как в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, и маленькие дети очень подвижны, то не обойтись без сенсорных игр. Но рассматривая более подробно группы адаптационных игр, мы увидим, что сенсорные игры являются составной частью коммуникативных игр и игр на освоение окружающей среды.
В своей работе мы активно используем вербальные и невербальные группы игр. Каждая из них помогает нам решать разные задачи адаптационного периода.
В групповых подвижных играх так же осуществляется активное вербальное общение воспитателя с детьми. Это такие игры, как «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята».
Отдельно хочется остановиться на играх с песком, водой и тестом. В этих играх не только развивается мелкая моторика пальцев рук, обогащается сенсорный опыт детей, развивается познавательная активность, также при действии с кусочком теста или песком у ребенка гармонизируется эмоциональное состояние, снижается тревожность.
В группе оборудован уголок «уединения», где ребенок может уединиться. Это место, где ребёнок может успокоиться, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой.
Очень эффективно в процессе адаптации использование театрализованной игры с детьми раннего возраста, как средство к снятию эмоционального напряжения.
При организации игровой деятельности детей обращаем внимание на то, чтобы в игру были вовлечены все ребята – это позволяет каждому малышу не чувствовать себя обделенным вниманием. По длительности подбираем игры непродолжительные, но в течение дня они затрагивают различные виды детской деятельности
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
С целью повышения родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводились консультации как групповые, так и индивидуальные, создан клуб для родителей раннего возраста «Счастливые родители-счастливый ребенок».
Таким образом с определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным и счастливым. И позволить родителям быть спокойными за своих детей!