Юлия Колесникова
Применение инновационных средств на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Применение инновационных средств на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении
«Если …. Хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память»
К. Д. Ушинский
Публикация «Применение инновационных средств на занятиях по развитию речи в дошкольном учреждении» размещена в разделах
Эффективность и продуктивность учебного процесса в большей степени зависит от осмысленности и понимания материала. К сожалению, традиционная система обучения опирается преимущественно на механическое запоминание и умение рассуждать логически. В дошкольном возрасте дети воспринимают все с помощью образов, потому обучение детей, которое опирается на логическое мышление и механическую память не всегда дает результат. Решить эту проблему поможет эйдетика.
Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Её можно активно применять для обучения детей дошкольного возраста, так как в её основе используются простые игры, которые способствуют усвоению информации через ассоциации. Данная методика способствует не только развитию внимания, воображения, памяти, различными способами подачи учебного материала, а разговаривает с дошкольниками на их языке. Она привлекает все органы чувств ребенка: позволяет увидеть, услышать, понюхать, попробовать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Создает широкую игровую площадку, предоставляя безграничные возможности для развития детского воображения.
Эйдетика - теория, предметом изучения которой был эйдетизм-особый вид образной памяти человека. Разрабатывалась в течение 20 - 40-х гг. ХХ в. в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншенем и его единомышленниками (В. Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и другие). Большое внимание к работам Марбугскои школы проявили и советские психологи Л. Выготский, В. Артемов, П. Блонский и другие. Л. Выготский в своей работе «Основные течения современной психологии» так определяет сущность этого явления: «это способность видеть в прямом смысле этого слова, на пустом листе бумаги, недостающую картинку или предмет». Л. Выготский считает, что эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста.
Особенностью дошкольного возраста является то, что дети постоянно накапливают первоначальные понятия, знания, умения, навыки. Маленькие дети запоминают материал быстро и легко, они также легко оставляют в памяти движения, события, высказывания и прочее. В середине 80 - х гг. ХХ в. российский ученый Игорь Матюгин разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизведение информации, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Он предложил использовать весь спектр представлений и фантазий: зрительных, двигательных, тактильных, обонятельных и вкусовых.
Опыт работы в детском садупоказывает, что дети с интересом воспринимают материал, представленный воспитателем, основанный на фантазиях, образных ассоциациях и имеющий игровую форму. Специальные упражнения эйдетики помогают преодолеть трудности в запоминании стихов, помогают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком педагог должен превратить в маленький фильм, в котором каждое совершаемое действие будет ассоциироваться в мыслях с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов. Во время запоминания стихотворения, его содержание можно иллюстрировать рисунками, близкими к сюжету. Затем, используя рисунки, рассматривая их, дети рассказывают стихотворение.
При изучении стихотворения воспитателю помогают методы:
- Прослушивание стихотворения;
- Беседа по содержанию стихотворения;
- Поиск ассоциации между содержанием каждой строки и отдельным изображением;
- Проговаривание текста хором, опираясь на иллюстрации;
- Чтение стихотворения каждым ребенком с использованием изображения или без него.
Также на занятиях по развитию речи можно использовать рисунки - схемы, которые помогают ребенку составить рассказ на отдельную тему: о временах года, о любимой игрушке, об овощах и фруктах.
Рисунки и рисунки - схемы располагаются в группе на видном месте. Ребенок может самостоятельно в течение дня обращаться к иллюстрациям и запоминать стихотворение или составлять рассказы или сказки. Такое занятие тренирует мышление и память, а самое главное - оно проходит как интересная дидактическая игра.
Развивая речь с детьми можно использовать задания и на развитие тактильной памяти, то есть использовать материалы с различной текстурой. Детям интересно не только увидеть, но и прикоснуться к какому - либо материалу (мягкому или жесткому, гладкому или шероховатому) и сказать, о чем они подумали и что это им напомнило. Именно так можно развивать слуховую и обонятельную память.
Это только часть приемов и игр для детей, в которых с помощью эйдетики развивается мышление, память, воображение, а самое главное мы развиваем речь, как средство общения.
Чтобы с успехом применять приемы эйдетики на занятиях по развитию речи, следует соблюдать следующие условия - правила:
- Изучая языковые понятия, настраивать детей на представление, а не на запоминание;
- Все должно делаться без напряжения;
- Образы должны быть яркими, необычными, забавными, веселыми (не следует представлять ничего плохого)
- Не проговаривать, даже мысленно, а представлять, все слова в цепочку необычных сказочных событий;
- Тренироваться ежедневно 5 -10 минут;
- Фантазировать, представлять, шутить.
Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.
Самостоятельно придумать 10–12 слов (любых, проговорить их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление.
Для развития визуальной памяти можно использовать интересную игру с карточками, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Для неё необходимо отобрать яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены.
Во время подобных упражнений необходимо устраивать детям так называемые отвлекающие манёвры. Они позволят ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Такой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание ребёнка на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.
Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов.
Путем поиска и практической апробации воспитатели могут наполнять эйдетические средства конкретным содержанием и использовать их на различных этапах занятия.
Таким образом, применение эйдетических приемов на занятиях по развитию речи в дошкольном учрежденииразвивает у дошкольников способности мыслить и на этой основе запоминать и воспроизводить материал, что приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастают самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, развиваются произвольные психические процессы. Несмотря на то, что данная концепция считается довольно молодым направлением в педагогике, она сумела себя зарекомендовать как высокоэффективная методика с отличными результатами.
Библиографический список
1. Аристова Т. А. Учиться успешно/Развивающие возможности обучения…- Учебно-методическое пособие. – СПб. : Бостон, 2010.
2. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М. : Просвещение, 1978.
3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7 изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 384 с.
4. Лурия А. Р. Эйдетизм // БСЭ. Т. 63. М., 1933. С. 135139.
5. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. : Издво МГУ, 1968.
6. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. – М. : РИПОЛ классик, 2010.
7. Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б. Как научиться забывать ненужное. - М. : Эйдос, 1996.
8. Матюгин И. Ю., Рыбникова И. К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М. : Эйдос, 1996.
9. Широких Т. Д. Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59-62.