МААМ-картинки

Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Наталья Талькова
Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Если ребенок молчит, покажите

ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

В настоящее время все более актуальной становится проблема формирования связной речи у детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.

Публикация «Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированными навыками построения связного высказывания. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения хороших результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приемы.

Работая с детьми, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника.

Мнемотехника (от греческого Mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, и сохранения и воспроизведения информации.

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мнемотаблицы – схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.

Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов; при отгадывании и загадывании загадок ;при заучивании стихов.

Идея, которая легла в основу этой техники – на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение, загадку можно «записать», используя картинки

или символьные знаки.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В практике работы в детском саду самым сложным является рассказывание по картине какого-либо художника. Чаще всего это изображение природы. Взрослому и то не всегда легко составить рассказ по картине. Например, возьмем картину великого русского художника И. И. Шишкина «Зима». Сюжет - зимний лес, в центре картины засыпанная снегом елочка, на одной из веток дерева - птица. Как ребенку справится с такой задачей? После совместного рассматривания картины я даю картинно-графический план (для составления этого плана я использовала как схематичное изображение предметов, так и фрагменты картины) :

- Как называется картина? Кто ее автор? Что изображено на картине? Где изображена птица, она какая? Что делает? Где изображена елочка? Какая она? Что тебе понравилось, запомнилось?

Даже если ребенок скажет по одному предложению по каждому пункту плана, уже получится небольшой рассказ.

Широко использую мнемотехнику при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению пересказов. Мнемотаблица помогает детям запомнить и воспроизвести заданный рассказ, не «потерять» значимые его части. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

С помощью мнемотаблиц достигаются следующие результаты:

• у детей появляется желание разучивать стихи;

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• активизируется словарный запас;

• дети преодолевают робость, застенчивость, формируется умение свободно держаться перед аудиторией.

Список литературы:

1. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : Учебно – методическое пособие СПб. : Детство – Пресс,2009

2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память : Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике СПб., 2000

3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов /Дошкольное воспитание. 1990 №10/

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение схем мнемотаблиц для познавательного-речевого развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 13:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД