Людмила Гузеева
Применение технологии «Загадка дня» программы «Продетей» Е. Г. Юдина, Е. В. Бодрова в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем своим детям в познании мира через такой образец народного творчества.
Что же такое загадка. Загадка для детей это что- то загадочное, увлекательное, сомнительное, известное и неизвестное, которое ведет детей к любопытству, к отгадке.
А если мы посмотрим словарь Даля, загадка – это краткое иносказательное описание предмета, предполагаемое для разгадки.
Публикация «Применение технологии „Загадка дня“ программы „Продетей“ Е, Г, Юдина, Е, В, Бодрова в работе с детьми» размещена в разделах
Технология «Загадка дня» – это одна из необходимых методик программы «ПРОдетей», цель которой является вовлечение детей в образовательный процесс.
Использование этой технологии позволяет занять детей решением загадки с самого утра. В своей практике эту методику я применяю второй год.
Совместно с родителями разработали стенд «Загадка дня», который располагается в приемной.
Под картинкой находится две ленточки: зеленая – ответ «Да», красная – ответ «Нет». Для детей младшего возраста приемлемее, что загадку дня они будут отгадывать с родителя, так как дети не могут самостоятельно распознавать вопрос. Каждое утро в приемной нашей группы проходит дискуссия ребенка и родителя. Главным условиям для выбора «Загадки дня» является расположения стенда, доступ должен быть свободным, а также наличие своего закрепленного места.
Загадка располагается на листе А4, на которой написан вопрос, обычным текстом и есть опорные картинки.
Также можно использовать для загадки схемы, различные знаки, для детей старшего дошкольного возраста ребусы, загадки в картинках ит. д.
В загадке дня имеется только два ответа: «да» или «нет»
Для того чтобы ребенок смог ответить на загадку дня, родители читают вопрос, дети смотрят на картинку и дают свой ответ. В корзиночке находятся фотографии всех детей на прищепках. Дети самостоятельно прикрепляют свой ответ на ленточку.
Я считаю, что необходимо для детей предоставлять опорные материалы: энциклопедии, журналы, фотографии, измерительные приборы, предметные и сюжетные картинки, инструменты, то есть всё то, что поможет ребенку найти ответ на вопрос. Материалы должны быть в доступе около стенда, их можно положить на столик.
Если ребенок затрудняется в ответе на вопрос, помогаем найти ответ. При этом мы не просто подсказываем правильный ответ, а предлагаем воспользоваться тем или иным материалом. Например, на вопрос: «Вода прозрачная»? ребенок может подойти к столику взять стакан, который расположен недалеко от стенда, сходить набрать воды, затем опустить предмет в стакан и ответить на данный вопрос.
Во время утреннего группового сбора обсуждаем с детьми варианты их ответов, где воспитатель предоставляет каждому желающему высказать своё мнение и аргументы.
Если мнения детей расходятся, мы решаем с детьми, в каком центре мы можем найти отгадку на этот вопрос и каким способом можно получить достоверную информацию, то есть происходит планирование дальнейшей деятельности.
Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в ходе поиска ответа, и даже может перерасти в проект.
Для составления «Загадок дня» в своей практике я опираюсь на интересы и увлечения детей, на событийность их жизни, и приурочиваю календарно-тематическому планированию.
Загадка дня может быть введением в новую тему недели, может закреплять знания по пройденной теме.
В Данной технологии очень хорошо прослеживается каждый ребенок, воспитатель видит пробелы данного ребенка, загадку дня можно использовать и для диагностики детей.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач метод загадок применяют для закрепления различного содержания:
при развитии речи и обучении началам грамоты:
- формирование обобщений/категорий (домашние и дикие животные, одежда, транспорт, посуда, фрукты, овощи);
- формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове: (все ли предметы начинаются на звук «А»)
при формировании математических представлений и логического мышления:
- формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел);
- формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами
(На картинке только квадраты? Сколько овалов? 3)
- нахождение закономерностей (что лишнее, продолжи ряд)
Данная методика помогает закреплять детские представления во всех образовательных областях:
- Социально – коммуникативное развитие
-речевое развитие
- познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Физическое развитие
Отгадывая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки, советуются между собой, учатся самостоятельно искать ответы на вопрос.
В своей практике технологию «Загадку дня» использую ежедневно.
Загадка для детей должна быть составлена так, чтобы она несла в себе мотивацию к рассуждению, высказыванию своего мнения, поискам ответа и выводам.
Данная технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые ребенок может выбрать ответ «Да», «Нет» и отметить своей индивидуальной карточкой. При этом дети вступают в дискуссию со сверстниками и взрослыми, чтобы доказать свой ответ.
Содержание загадок очень сильно зависит от педагогической задачи, которую вы решаете.
Технология «Загадка» требует от воспитателя творческих умений, фантазий, сообразительности, логику и внимание. Методика помогает закреплению детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром, поисково- исследовательской деятельности.
Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки.