Приложение МААМ

Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Еремина
Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоционально-чувственной сферы ребёнка,

как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности.

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Публикация «Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции : радость, грусть, раздражение или обида.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети с раннего возраста стали мало общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной оставляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств - важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью (знания, умения, навыки, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работе по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставила нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д….

эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

По данным Р. Калининой исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояния человека - из 95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных детей, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).

Практика показывает, что дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Но многолетний опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшей группе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В условиях детского сада свои усилия мы сосредоточили на:

• создании оптимальных условий, для полноценного развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, как основы дальнейшего социального и индивидуального становления личности,

• создании педагогического пространства активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получает опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями : радость, грусть, удивление, горе….

2. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

3. Формировать умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомиме, интонации).

4. Качественное и количественное обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроении.

5. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Известный отечественный психолог В. В. Зеньковский писал: «психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своего детства обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы». Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего, того что окружает, выводит эмоциональную сферу ребенка в ранг базовых основ личности, ее «центрального звена» (Л. С. Выготский). Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельность, лично значимыми, устойчивыми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им удается войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней.

Таким образом, задача взрослых – научить малыша понимать сначала своё эмоциональное состояние, а затем и состояние окружающих взрослых и детей.

Успех нашей работы по развитию эмоционально-чувственной сферы у детей раннего дошкольного возраста во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива и взаимодействии с семьей:

• Воспитатель - знакомство с основными эмоциями;

- формирование умения распознавать эмоциональные проявления окружающих;

- обогащение словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства

• Психолог - развитие психических процессов;

- предупреждение психо-эмоциональных нарушений у детей;

• Музыкальный руководитель - создание положительного эмоционального поведения;

- развитие музыкального восприятия;

- проявление эмоциональной реакции на музыкальную деятельность.

• Родители - преемственность согласованных действий

- создание положительного пространства

И как показывает практика, такое взаимодействие, преемственность

дает положительный результат.

Определяя содержание нашей работы, мы учитывали ни только возрастные особенности детей, но и различные формы взаимодействия с ними в течение всего дня.

Реализацию поставленных задач мы осуществляем через:

- регламентированную деятельность: занятия - беседы, праздничные развлечения;

- нерегламентированную деятельность: театральную, рисуночные игры, художественно – речевую, музыкальную, экскурсии, работу с родителями.

Примерное календарное планирование на год.

Каждая встреча имеет определенную тему и форму проведения.

Сентябрь.

1-2 неделя «Я пришел» (грустно-весело) Беседа.

3-4 неделя «Веселые петрушки» (веселое настроение) Развлечение

Октябрь.

1неделя «Мне это нравится» (интерес, забота) Игра-занятие.

2 неделя «Облака настроения» (грустно-весело) Экскурсия.

3 неделя «Спасаем мячик» (горе, сострадание) Рассматривание картины.

4 неделя «Осень пришла» (веселое настроение) Развлечение

Ноябрь.

1неделя «Разноцветное настроение» (веселый, грустный) Беседа.

2 неделя «Курочка ряба»(горе, тревога грусть.) Чтение художественной

литературы.

3 неделя «Волшебные конфеты» (интерес, радость) Игра-сюрприз.

4 неделя «Веселые музыканты» (веселое настроение) Развлечение

Декабрь.

1 неделя «Здравствуй, зимушка-зима» (радость) Экскурсия.

2 неделя «Мойдодыр» (гнев) Чтение художественной литературы.

3 неделя «В поисках клада» (удивление, радость) Экскурсия по группе.

4неделя «Ай, да елочка» (веселое настроение) Развлечение

Январь.

2 неделя «Поссорились– помирились» (хорошо – плохо) Игра-занятие.

3 неделя «Поможем птицам» (доброта, забота) Рассматривание картины.

4 неделя «В гостях у игрушек» (веселое настроение) Развлечение

Февраль.

1 неделя «Чаепитие зайки» (грустно-весело) Игра-инсценировка.

2неделя «Заюшкина избушка» (грусть, печаль, страх) Чтение художественной литературы.

3неделя «В гостях у сказки» (все доступные эмоции) Литературная викторина.

4 неделя «Перчатки» (веселое настроение) Развлечение.

Март.

1неделя «Самый волшебный цветок» (радость, забота) Экскурсия.

2 неделя «Нехварай-ка» (страх, радость) Игра – инсценировка.

3 неделя «Нас обидели» (Грусть, сострадание) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Солнышко посвети» (веселое настроение) Развлечение.

Апрель.

1неделя «Волшебные слова» (забота, радость благодарность) Игра-занятие.

2 неделя «Веселый ручеек» (интерес, радость) Рассматривание картины.

3 неделя «Семеро козлят» (страх, забота, доброта) Чтение художественной

литературы.

4 неделя «Праздник конфетных фантиков» (веселое настроение) Развлечение

Май.

1 неделя «Воздушные шары» (все доступные эмоции) Беседа.

2 неделя «Бычок» (страх, грусть) Чтение художественной

литературы

3 неделя «Я все умею делать сам» (забота, радость) Игра-занятие

4неделя «Скоро лето» (веселое настроение) Развлечение.

Таким образом, благодаря организованной комплексной работе ребенок научился понимать свое эмоциональное состояние и приобрел полезный опыт взаимоотношений с окружающими.

Публикации по теме:

Игры с водой.Игры с водой. Значение игр с водой для детей младшего возраста трудно переоценить. Вода действует на ребёнка притягивающе: журчание воды успокаивает нервную.

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР», учитель-дефектолог И. М. Горбовская Практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2014 в 22:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примерное календарное планирование развития эмоционально-чувственной сферы детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Еремина (УИ 88492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД