Елена Короленко
Примерные игры на развитие осязательного восприятия слепых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Найди в комнате такой же на ощупь предмет, как на образце
Цель: Развивать предметность осязательного восприятия.
Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно готовит тактильные карточки размером 5х15 см, которые по своим качествам соотносятся с предметами мебели в комнате. Например, карточка с обивкой мягкой мебели, карточка деревянная гладкая как стол и т. д.
Публикация «Примерные игры на развитие осязательного восприятия слепых детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Содержание игры : Родитель предлагает ребенку двумя руками осмотреть карточку, назвать качество поверхности (гладкая, шершавая, жесткая, мягкая, колючая, бугристая). Затем найти такой же на ощупь предмет в комнате.
Указания к игре:
Начинать обследование надо не более чем с 2-3-х тактильных карточек, постепенно добавляя новые.
При обследовании предметов мебели, игрушек не надо торопиться, добавляя новые к уже обследованным.
Надо обязательно проговаривать качественные характеристики предметов и их пространственное взаиморасположение относительно друг друга (мягкий диван стоит около стены, справа от двери; около деревянного стола у окна стоит мягкий стул).
Угадай ладошку
Цель: Развивать умение различать право - лево, развивать осязательные движения.
Подготовка к игре: педагог, родитель предварительно вместе с ребенком замешивает тесто, раскатывает его и делает на нем отпечатки правой и левой рук ребенка (по 4 отпечатка). Тесто должно застыть.
Содержание игры : Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Дается следующая установка: «Перед тобой отпечатки правой и левой ладошек, но они перепутаны. Твоя задача определить, какая ладошка правая, какая левая и разложить их в нужную сторону».
Указания к игре:
Можно сделать слепки рук родителей.
Можно сделать слепки ног ребенка и родителей и предложить найти пару.
Ножками по дорожке
Цель: Развивать умение осязательно ступнями различать дорожки с разным покрытием.
Подготовка к игре: родитель может предварительно на приусадебном участке (например, на даче, около дома приготовить сенсорную дорожку. Для этого надо разметить дорожку, шириной около 1 м. Длина дорожки будет зависеть от того на сколько частей она будет разделена. Длина части от 0,5 м до 1 м отдельные части дорожки можно заполнить грунтом, гравием (мелким и крупным, песком, асфальтной крошкой, выложить дерном, плиткой и др. Если нет возможности сделать такую дорожку, можно присмотреть места в населенном пункте на улице, где можно провести эту игру.
Содержание игры : Родитель предлагает ребенку поиграть в игру. Со словами: «Маленькие ножки идут по дорожке…. Топ-топ. Стук-стук (с тростью). По какой дорожке идут ножки? (по грунту, по песку, по гравию). Найди, где закончилась дорожка из песка, и начался асфальт?»
Указания к игре:
Если ребенок приседает и осматривает рукой покрытие дорожки, на начальных этапах обучения можно разрешать это делать.
Эту игру можно проводить с тростью, определять изменение покрытия дорожки легким постукивание по нему.
Если игра проводится на даче, можно проводить ее как в обуви, так и босиком.
Продвигаясь по дорожке надо находить границу между ней и краем газона.
Догадайся, где стоишь?
Цель: Развивать умение различать покрытие пола в разных помещениях квартиры.
Подготовка к игре: родитель предварительно готовит тактильные карточки с разным покрытием пола. Например, в комнате паркет, на кухне линолеум, а в ванной кафель и т. д.
Содержание игры : Родитель предлагает ребенку тактильные карточки с покрытием пола в квартире. «Возьми одну карточку и вспомни, где такой пол в нашей квартире? Пройди босиком и найди его. Остановись. Проведи ножкой по полу. Вот так. (Родитель должен осторожно прижать рукой стопу ребенка к полу, не нажимая очень сильно, провести ступней по полу в разных направлениях несколько раз.) Что ты чувствуешь?» Во время таких действий надо дать ребенку образцы описания того, что он воспринимает. Например, «Пол гладкий и холодный. Он кафельный (в ванной)»; «Пол не совсем ровный. Проведи ступней по полу. Он теплее, чем в ванной. Пол деревянный (в комнате)».
Указания к игре:
Надо помочь ребенку почувствовать ступнями швы между планками паркета, границу между паркетным полом и ковром и т. п.
Если комнат в квартире много и в них разное покрытие можно предложить ответить на вопрос: «Скажи, какая это комната?».