Ирина Харина
Принципы ФГОС простыми словами
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день! Пару слов о принципах дошкольного образования. Первой фразой я буду проговаривать как звучит каждый принцип в законе, а следующей – объяснять, о чем это, и как применяется на практике.
1) Первый принцип «полноценное проживание ребенком всех этапов детства обогащение детского развития». Во время общения с малышом важно понимать, что он не готовится ко взрослой жизни, а уже живет! У него свои дела, свои проблемы, победы и радости. У него своя жизнь, которая не менее сложная, чем у взрослых.
Публикация «Принципы ФГОС простыми словами» размещена в разделах
2) Второй принцип – «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования». У наших воспитателей и педагогов есть готовые занятия. Скажем, они должны рассказать детям про круг на примере колобка, но когда малышу интереснее рассматривать совою рубашку, то можно порадоваться за то, что у ребенка красивая КРУГЛАЯ пуговка, а на прогулке найти круглую лужу;
3) Третий принцип «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений». То есть свобода ребенка в данном случае выражается в выборе партнера по коллективной деятельности, или поработать индивидуально, но при этом рядом с другими детьми выполнять общую поставленную задачу.
4) Четвертый принцип «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности» То есть как писал Ян Амос Коменский «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, так как их живая кровь не может оставаться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.» Взрослые не запрещают что-то делать, а обозначают границы/рамки для проявления инициативы в правильном полезном русле, чтобы для вредной деятельности не осталось места.
5) Пятый принцип «Сотрудничество Организации с семьей». Когда родители и детский сад воспитывают ребенка с одинаковым подходом, малыш быстрее развивается, у него нет двойных стандартов и разрыва психики. Например, данный просветительский проект, названный «HAPPY BABY» В ОТВЕТЕ за будущее», не для тех, кто ищет волшебную таблетку и считает, что обязанность воспитывать детей лежит на детском садике, а семья может просто отдыхать. Он для неравнодушных родителей, которые сначала изучают, а потом осознано делают выбор и готовы совместно с нами трудится для лучшего результата.
6) Шестой принцип «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Душа, Вера, Понимание для чего мы живем и для чего пришли на этот свет наши дети, умение сострадать и дружить. Вот вечные ценности. До малышей мы доносим это все через сказочные образы, через кукольный театр, книжки. Изучая окружающий мир особо стараемся выделять то, что характерно для нашей малой Родины. Рассказываем про особенности России. Например, для Удмуртии символичен цветок италмас, самый крупный лесной зверь – лось.
7) Седьмой принцип «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Это про то, что чем меньше мы запрещаем ребенку, тем больше у него тяги к познанию мира. Про его умение занять себя в свободной деятельности самостоятельно, а не ждать, пока взрослый скажет организует или будет играть с малышом. Но умению играть самостоятельно предшествует период напитывания разными вариантами от взрослого.
8) Принцип восьмой «возрастная адекватность дошкольного образования». Пособия в детских садах «HAPPY BABY» для малышей от 1,5 до 3 лет отличаются от тех, что в среде для семилеток. В 1,5 года надо положить бусинки в отверстие, постарше подобрать отверстие по форме, а еще старше совместить плоские фигуры с объемными. При возрастной адекватности мы задействуем и зону ближайшего развития. Ребенок еще не может завязывать шнурки, но мы все равно показываем ему пример как ушки зайчика скручиваются в бантик. Вся образовательная деятельность в игровой форме.
9) Принцип девятый «учет этнокультурной ситуации развития детей». То есть мы приобщаем ребят к национальной культуре, обычаям и традициям. Потешки, русские народные сказки, шутки-прибаутки – это все погружает в многонациональную русскую культуру.