Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Кукла Полина Г
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности.

Любое занятие с ребенком должно опираться на определенные принципы. С одной стороны, при проведении занятий педагог имеет право на творчество, а с другой – он должен придерживаться принципов построения и проведения занятий с детьми первого и второго года жизни.

Так, специфика обучения в специализированном Доме ребенка заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы обучения, но и в самой организации учебного процесса.

Поступательное прогрессивное психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только при общении со взрослыми и осуществляются прежде всего в той деятельности, которая на данном этапе развития является ведущей, т. е. в ней создаются наиболее благоприятные условия для формирования у личности психологических новообразований возраста. При наличии определенных, строго продуманных условий жизни и деятельности ребенка все дети обнаруживают способность к развитию, которое в значительной степени определяется особенностями обучения, воспитания, общения.

При построении занятий с детьми данного возраста немаловажным является повторяемость программного материала. Неблагоприятный анамнез (социальный и биологический, особенности развития и поведения детей, воспитывающихся в Доме ребенка влияет на объем внимания, его устойчивость, память и восприятие. Поэтому занятия должны строится так, чтобы повторение одних и тех же заданий проходило в новых ситуациях, на новых предметах. Это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям и для формирования переноса полученных знаний на новые объекты и ситуации.

Важным условием правильной организации занятий на первых годах обучения является игровая форма занятий. Играя, ребенок воспринимает впечатления от окружающего его мира, перерабатывает их и реагирует на них движениями, выражением чувств, голосом. Таким образом, игра – это способ восприятия и изучения ребенком мира [ 1,5 ].

На занятиях с детьми необходима смена видов деятельности, чтобы не переутомлять ребенка, сохранить интерес к занятию.

Важен учет общего (физического, соматического) состояния ребенка, его характерологических особенностей. При работе с детьми учитывается ведущая деятельность возраста. Темпы перехода от одного вида деятельности к другому зависят от уровня речевого развития. Речь ребенка формируется в процессе его взаимодействия со взрослыми и для каждого этапа взаимодействия характерна та деятельность, которая связана с развитием речи.

Одним из принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом, так как в раннем возрасте дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта. Игрушки, предметы, которые служат средством наглядности на занятиях, необходимо показывать в действии, движении, сочетать наглядные приемы с двигательной активностью самого ребенка.

Следующим является принцип онтогенетического развития. Коррекционное воздействие должно быть направлено на преодоление речевых нарушений с опорой на уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обучения. Определяет последовательность предъявления языкового материала в соответствии с той последовательностью, с которой он проявляется в онтогенезе.

Принципкомплексного воздействия реализуется по 2-м направлениям:

1)предполагает включение в работу целого комплекса мероприятий: массаж, специальной педагогической помощи при условии тесного контакта специалистов (мультидисциплинарный подход,скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля по следующим направлениям:

разработка индивидуальной программы ребенка с учетом результатов комплексной диагностики, корректировка этой программы в ходе динамического наблюдения;

совместное тематическое планирование по различным видам деятельности;

использование методов и приемов смежных дисциплин, их включение в структуру работы каждого специалиста;

2) позволяет учитывать состояние двигательных функций, интеллектуальной и речевой деятельности ребенка, когда в процессе занятия реализуется комплекс задач.

Необходимо применять принцип двигательно-кинестетической стимуляции (Е. М. Ластюкова). Он включает положение о регулирующей функции двигательно-кинестетического анализатора. Используются комплексы упражнений, направленные на развитие речевого механизма с опорой на движения.

При построении занятий с детьми важно учитывать принцип генетического подхода, единства возрастного и индивидуального в развитии ребенка, поскольку ребенок выступает как индивидуальный вариант развития. Это основано на важнейших закономерностях психического развития, к которым относить развития, наличия «латентных» периодов, когда развитие протекает в скрытой форме, различны индивидуальные темпы развития, своеобразие переживания ребенком различных жизненных ситуаций и т. д. [2,22 ].

Принцип единства сознания и деятельности предполагает, часто сознание в деятельности формируется, проявляется, функционирует. Поэтому успешность занятий зависит от специально организованной деятельности ребенка.

Именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.

Важным является принцип систематичности и последовательности в обучении. Согласно этому принципу, изложение учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой дисциплины, а также возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, с учетом ведущего нарушения развития, времени го возникновения, причины и механизма, а также сохранных функций и компенсаторных возможностей [ 3,136 ].

Занятия необходимо проводить с постепенным усложнением материала и каждодневно,при этом особое внимание уделять:

созданию условий для обеспечения мотивационной стороны деятельности ребенка;

развитию эмоционально-положительного общения с ребенком и коммуникативных форм его поведения;

формированию психологической базы речи;

развитию познавательной деятельности;

развитию у ребенка продуктивных видов деятельности.

Таким образом, при построении занятий с детьми, воспитывающихся в Доме ребенка используются ряд принципов, помогающих эффективно развивать и проводить коррекцию речи детей.

При этом в работе используются особые приемы и методы с опорой на различные виды деятельности: предметно-практическую, игровую.

-В зависимости от состояния ребенка дифференцируется структура занятий.

-Учитывается структура ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений, а также сохранные функции и компенсаторные возможности ребенка, его возраст.

-Занятия составляются и проводятся индивидуально с учетом медицинских показаний, структуры ведущего нарушения, нервно-психического развития ребенка, его индивидуальных и характерологических черт.

Литература

1. Шаховская С. Н., Худенко Е. Д., Кудрявцева И. И. Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста. – М.: Развитие и коррекция, 1998.

2. Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. –М.: ВУНМЦ, 1996.

3. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002.

Публикации по теме:

Мягкая погремушка из бросового материала «Развивающий шар» для детей первого года жизниМягкая погремушка из бросового материала «Развивающий шар» для детей первого года жизни Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами идеей как с помощью бросового материала сделать мягкую погремушку "Развивающий.

Анализ программы от рождения до школы: структура и принципы построения К преимуществам программы «От рождения до школы»,безусловно,следует отнести то,что она охватывает все возрастные периоды физического и психического.

Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни «Грузовая машина» Конспект игрового занятия с детьми второго года жизни, тема: «Грузовая машина» Автор: воспитатель Спрыгина А. В. Цели: Продолжать знакомить.

Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизниКонспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизни Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей 2 года жизни. Цель занятия: формировать первичные речевые и слуховые навыки.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второго года жизни по физическому развитию «В гости к кошке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29/2 для детей раннего возраста «Рябинка» Конспект непосредственной.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей второго года жизни» С 1,5 года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем.

Общение детей второго года жизниОбщение детей второго года жизни Как же они общаются? Вначале второго года жизни, для малышей характерна иссследовательская активность по отношению к сверстнику: другой.

Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы для развития мелкой моторики рук 1. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС. Принципы построения Рппс с учетом возрастных особенностей детей Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ СЛАЙД 1 Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ на сегодняшний.

Принципы формирования здорового образа жизни ребенка Готовила: Сорокина М. А. воспитатель младшей группы МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38» Здоровье малыша Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка
Опубликовано: 16 мая 2018 в 10:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Экологический проект «Покормите птиц зимой» в младшей группе
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тип проекта: Познавательно - практический Цель проекта: - Закрепить представления...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной...
Цель: формировать умение рисовать белочку. Задачи: расширять знания детей о диких обитателях леса; развивать умение детей рисовать крупно, во весь...
Рекомендации для родителей «Играем дома»
Уважаемые родители, не забывайте: - Рассказывать детям о своей работе: делиться воспоминаниями своего детства. - Показывать ребенку различные предметы,...