Дарья Козик
Консультация для воспитателей «Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сегодня перед педагогами стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому человеку. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре“» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В настоящее время, когда в обществе происходит возрождение нации, культуры, языка, необходимо воспитать достойных наследников тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым. Отстоять и преумножить ценности национальной культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый ребёнок будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребёнка, а он, в свою очередь, испытывал потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.
Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него национальной культуры. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому – всё это воплощено в учебно-воспитательном процессе учреждения дошкольного образования.
Опыт работы показывает, что создание атмосферы национального быта, оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Рассматривая альбомы и раскраски с изображением атрибутов национальной культуры (находящихся в уголках патриотического воспитания, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментом, сюжетными композициями.
Именно в уголке патриотического воспитания впервые дети видят национальный костюм, старинную посуду, мебель, предметы труда. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. Именно в данном уголке для каждого ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.
Также особое значение в формировании личности дошкольника имеет владение родным языком, постижение культуры своего народа через национальную речь. В этом огромную помощь оказывает народный фольклор: сказки, потешки, колыбельные песни, поговорки, стихи, загадки. Ведь именно в них как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.
В фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В работе с воспитанниками используются произведения декоративно-прикладного искусства. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Разнообразные игровые ситуации, рассказы воспитателя помогают детям понять и полюбить народное искусство.
Приобщение воспитанников к белорусской национальной культуре идёт и через музыкальные занятия, на которых музыкальный руководитель использует слушание народной музыки, пение народных песен. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Белорусские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.