Папки-передвижки

Сценарий мероприятия по приобщению детей к истокам народной культуры

Татьяна Карась
Сценарий мероприятия по приобщению детей к истокам народной культуры

Сценарий мероприятия по приобщению детей к истокам народной культуры

Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим и в старом красоту находим хоть новому принадлежим.

Раздается колокольный звон.

Вос-ль. Россия-мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало. Когда б ты говорить могла. Ты многое бы рассказала. ты отражала в глади вод и первый Кремль и город новый. Что строил русский наш народ под первою стеной сосновой.

Двое детей девочка и мальчик в русских костюмах.

Дорогих гостей встречаем

круглым, пышным караваем

он на блюде расписном

с белоснежным рушником

Публикация «Сценарий мероприятия по приобщению детей к истокам народной культуры» размещена в разделах

каравай мы вам подносим

поклонясь отведать просим

Вос-ль. Природа всегда была верным другом и помощником человека. она его поила, кормила, лечила, давала убежище от врагов, холода, дождя и ветра. В лесистых местах по берегам рек и озер "оседали", ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. строительство начиналось с валки леса. лес для строительства выбирался крепкий и ровный. лучше всего годились сосна и ель, стволы прямые, древесина крепкая и надежная. "Из гнилого леса ненадолго изба". Ствол очищали от сучьев и коры, а затем положив бревно и немного отступив от края, выбирали лунку похожую по форме на чашку. Четыре бревна связанные в квадрат образовывали венец. В верхних бревнах вырубался желоб. чтобы следующий венец плотно прилегал к нижнему. Вот так венец на венец и ставили избу. На бревнах ставили зарубки- порядковые номера. Если надо, избу можно разобрать по бревнышку и перевести в другое место и снова собрать. Большое мастерство нужно чтобы, бревна плотно лежали друг на друге. "Не для лета изба рубится, а для зимы". Русские избы изумляют плотницким мастерством. Ни одного гвоздя, а как прочно и надежно стоят. Доски для крыши тесали топором очень гладкими, чтобы вода с них быстро скатывалась, укладывали очень плотно, но так,чтобы при необходимости, прогнившую,испорченную доску, можно было заменить не разбирая всю крышу. По краям крыши делали скаты, там где они соединялись выстругивали голову коня. Избу с улицей и соседями связывало крыльцо. Считалось что крыльцо- распахнутые руки дома. Оно выходило в сторону улицы его поддерживали резные столбы, на которых крепилась крыша. Крыльцо украшалось резными ажурными подпорками. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делали перила. Окна- глаза дома. Над окнами крепились козырьки - наличники. Они красивые резные прикрывали окна от дождя и снега. Стоит перед нами- русская рубленная изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты, таланта, житейской мудрости.

Вос-ль: Входя в избу, волей неволей каждый должен покланиться хозяивам. Дверь в избу была низкая, а порог высокий,чтобы меньше дуло.

Девочка хозяйка: Войдя в избу, сразу на печь обратишь внимание. Печь занимает пол избы. с ней связан весь быт и жизнь крестьянина. В ней пекли хлеб готовили пищу. готовили корм скоту на печи спали.

Ребенок: В старину на Руси хлеб пекли из кисло заквашенного теста. закваской служили дрожжи. годился и старый кусочек хлеба, хлеб в основном пекли из ржаной муки.

Ребенок: Хлеб выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки назывался- кирпичатым.

ребенок: Качество хлеба и его себестоимость были различными: круглый хлеб- коврига подешевле. А пшеничный хлеб - каравай подороже.

Ребенок:Без хлеба необходилась ни одна трапеза. "Худой обед, коли хлеба нет"

Ребенок: Качественным и доступным на Руси блюдом был кисель.

"Где кисель там и присел", "Где пирог там и прилег"

Ребенок: Не уступала киселю и каша. Русская кухня знала более 20 видов: гречневая простая, гречневая с горохом, пшеничная,тыквенная, морковная, рисовая.

Ребенок: самым распространеным и и простым блюдом наРуси была кутья она готовилась из риса с изюмом.

Ребенок:На рождество готовили гурьевскую кашу. Готовили густую манную кашу. Укладывали слоями на блюдо. украшали кусочками фруктов.

Ведущая: хорошо чайку попить, о том о сем поговорить, но нам хочеться танцевать всем наш танец показать. " Танец с колосьями "

Раздается шорох за печкой.

Вед:Дети кто-то к нам в гости пришёл, и не как не заходит.

Воспитатель предлагает детям вежливыми словами пригласить гостя (добро пожаловать, милости просим,ходите пожалуйста). Из-за печки выкарабкивается домовенок Кузя с сундуком.

Кузя поет: Домовой за печкой жил,

С ребятишками дружил.

он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал

Он за печкою сидит

иногда слегка ворчит

а вообще он удалой

самый лучший в мире домовой

Вед: Какая же изба без домового?

кузя: Вот и я говорю

Вед: А, что у тебя в сундуке?

Кузя: Достает самовар и говорит, это мне Нафаня подарил 200 лет назад,а я ребятам принес показать

Кузя: Давным- давно в Туле изобрели самовар вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все, и щепки и шишки. Самовары ис кусно украшались. Ручки, ножки, края самовара, могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов. На поверхности иногда делали надписи. "самовар кипит, уходить не велит". однако сейчас делают самовары электрические, расписные, а вы любите пить чай из самовара?

Ещё мне Нафаня пряник к самовару подарил, толи жульский толи дульский?

Дети: "Тульский"

Ребенок: Тульский пряник пропитан медом, со слоем повидла внутри, его называли печатным, потомучто их делали с помощью деревянных форм - трафаретов. Поэтому на поверхности пряников отпечатывались затейливые рисунки, надписи "хочешь чаю хлебнуть про меня не забудь"

"Родом я из Тулы самовару брат"

Вед: Кузя а что у тебя еще в сундучке?

Кузя: Я же говорил что люблю людей развлекать, для этого у меня балалайка (играет и поет)

Я на лавке посижу

да в окошко погляжу

позову -ка я ребят

приходите поплясать

Ребенок:Разрешите поплясать, разрешите топнуть неужеле в этом доме половицы лопнут. "Русский перепляс"

Кузя: Ну и молодцы - удальцы! Но мне пора домой под печку, меня Нафаня совсем заждался. дети прощаются с Кузей (в добрый путь, счастливого пути, досвидание, всего хорошего)

Вед: Дети мы так сильно расшумелись, что разбудили дитя в колыбели.

ребенок1:Ничего я его сейчас покачаю, спою колыбельную песенку. как издавна на Руси пели протяжные песни и он успокоится (поет)

Баю- баюшки- баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчек

и ухватит за бочек.

Ребенок2: В давние времена дети спали в колыбели. Это словл произошло от старого русского слова "колыбать" это значит качать, колыбельку делали полностью из дерева

Ребенок3:А еще маленькие дети спали в люльках. На деревянную раму натягивали холст и подвешивали к потолку.

Ребенок4: На Руси кот считался помощником матери в её неустанных заботах с образом кота связано много колыбельных песен, считалось, что кот любит поспать и может передать свои привычки ребенку

Баю- баюшки- баю

Баю доченьку мою

приходи котик ночевать

нашу детку покачать

уж как я тебе коту

за работу заплачу

дам кусочек пирога

да кувшин молока

уж ты ешь не кроши

больше котик не проси

Дети сидят у плетьня:

Ребенок1: В старые времена молодешь часто собиралась на посиделки. зимой в чьей- нибудь избе а летом на завленке и пели частушки. частушка -этокороткая песенка из двух- четырех строчек.

Ребенок2:Обычно на одну мелодию поется несколько частушек. Недаром слово частушка произошло от слова "часто".

Ребенок3: Частушки бывают веселые, шуточные, озорные. А еще они бывают лирические, задушевные, их называют страданиями. Любовь к частушкам сохранилась и до наших дней. (дети поют)

Частушки:

1) Я частушек много знаю

и хороших и плохих

хорошо тому послушать

кто не знает никаких

2)Чтобы печка разгоралась

надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась

надо громче запевать

3)Сидит ежик на заборе

новая рубашечка

на головке сапожок

на ноге фуражечка

4) На болоте на моху

укусил комар блоху

сидит заяц на березе

умирает со смеху

Все вместе:

5)Вы послушали частушки

мы спасибо говорим,

Вас малышки вас подружки

Всех гостей благодарим

Дети которые пели частушки:

1 Мы гордимся стариною

2 Стала нам она родною

3 Вечно радует кого-то

Все: Наших прадедов работа

Девочка хозяйка: сверху пар снизу пар

шипит наш русский самовар

милости просим на чашечку чая!

Вед: Вот так мы живем, пряники жуем, чае запеваем. Всех в гости приглашаем!

Публикации по теме:

«Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы.«Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы. «Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы. Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Развлечение с средней группе. «Посиделки» Развлечение в средней группе «Посиделки» Ведущая: Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мероприятия по приобщению детей к истокам народной культуры
Опубликовано: 16 июля 2014 в 17:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД