Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Лобанова Евгения Сергеевна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семнйно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самоеценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяетодно-они меньше удивляются и восхищаются, интересы иходнообразны, построены на куклах Барби, вымышленныхперсонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Нинзя. Материальные ценности преобладают над нравственными, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребенок становитсячеловеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

Дети дошкольного возраста-благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возврастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего малыша еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возвраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному. Изучив современную праетику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщении детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими традициями педагогоки.

Ведущая пед. идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализации, в игровой и театрализованной деяиельности, с целью воспитания нрааственной личности ребенка, приобщения детей к истокам русской народной культуре через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребенок, вводит его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Сказки имеют преимущество-они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек-матерей.

Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели,вытекли следующие задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

2. Подбор театрализованныхигр, способствующих приобщению детей к истокам народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщениюдетей к истокам русской народной культуры через театрализауию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребенка.

4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребенка.

На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на 3 года. Реализовать ее нужно в группе детей 4 года жизни, в группе детей 5 года жизни, в группе детей 6 года жизни.

При организации предметно-развивающей среды учитывалось то, чтоона явояктся основой самостоятельного творчества каждого ребенка.При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

Итак, система работы по воспитанию нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуре через театрализацию русских народных сказокделится на три этапа:

1. Худ. восприятие литературных и фольклорных произведений.

2. Освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций("сценарист", "оформитель", "костюмер").

3. Самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деяиельностм, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказокв группе были созданы:

-театральная зона с различными видами кукольного театра;

-уголок уединения, в котором ребенок может побыть один, "прорепетировать" какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

-костюмерная, где ребенок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;

-гирма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр "живой куклы".

Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

Организация фотовыставки.

Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок родителей.

Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

Классификация театр. игр для детей,используемых в разработанной системе:

-игры в кукольный театр-настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр "живой куклы".

-игры-драматизации-инсценировка потешек, песен, русских народных сказок, творчество детей.

-игры-спектакли-драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.

-театрализация русских народных сказок-на праздниках, развлечениях.

Таким образом,можно сделать следующий вывод: важно и нужно приобщать детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Сценарий мероприятия «Милости просим в нашу русскую избу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Комаричский детский сад №3 МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры МОУ Шекшемская средняя общеобразовательная школа дошкольное отделение Обобщение опыта работы на тему: «Приобщение дошкольников к.

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение.

Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме,.

Приобщение к истокам народной культуры через театрализованную деятельность В вариативную часть рабочей программы нашей группы входит приобщение детей 3-4 лет к истокам народной культуры, которое осуществляется через.

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Заметка «Приобщение детей к истокам русской, народной культуры» Заметка"Приобщение детей к истокам русской,народной культуры" Воспитание у детей любви к своей родине,приобщение детей к истокам русской.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
Опубликовано: 3 марта 2018 в 18:06
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

Санкт — Петербург — наша зимняя сказка! Фотозарисовка
В мой родной, любимый город Санкт - Петербург пришла настоящая зима со снегом, морозами. Мороз сковал крепким льдом нашу красавицу Неву. Вчера был яркий,...
Конспект занятия на тему «Зимние забавы» в средней группе
Конспект занятия на тему: «Зимние забавы» в средней группе Цель: Расширить представление детей о зимних забавах. Образовательные задачи: Обобщить и...