Лобанова Евгения Сергеевна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семнйно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самоеценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок,» размещена в разделах
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяетодно-они меньше удивляются и восхищаются, интересы иходнообразны, построены на куклах Барби, вымышленныхперсонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Нинзя. Материальные ценности преобладают над нравственными, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребенок становитсячеловеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.
Дети дошкольного возраста-благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возврастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего малыша еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возвраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному. Изучив современную праетику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщении детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими традициями педагогоки.
Ведущая пед. идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализации, в игровой и театрализованной деяиельности, с целью воспитания нрааственной личности ребенка, приобщения детей к истокам русской народной культуре через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребенок, вводит его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Сказки имеют преимущество-они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек-матерей.
Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
Исходя из поставленной цели, вытекли следующие задачи:
1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.
2. Подбор театрализованныхигр, способствующих приобщению детей к истокам народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.
3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщениюдетей к истокам русской народной культуры через театрализауию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребенка.
4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребенка.
На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.
Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на 3 года. Реализовать ее нужно в группе детей 4 года жизни, в группе детей 5 года жизни, в группе детей 6 года жизни.
При организации предметно-развивающей среды учитывалось то, чтоона явояктся основой самостоятельного творчества каждого ребенка. При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.
Итак, система работы по воспитанию нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуре через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:
1. Худ. восприятие литературных и фольклорных произведений.
2. Освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций("сценарист", "оформитель", "костюмер").
3. Самостоятельная творческая деятельность.
Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деяиельностм, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе были созданы:
-театральная зона с различными видами кукольного театра;
-уголок уединения, в котором ребенок может побыть один, "прорепетировать" какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к сказкам;
-костюмерная, где ребенок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;
-гирма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр "живой куклы".
Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.
Организация фотовыставки.
Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок родителей.
Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.
Классификация театр. игр для детей, используемых в разработанной системе:
-игры в кукольный театр-настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр "живой куклы".
-игры-драматизации-инсценировка потешек, песен, русских народных сказок, творчество детей.
-игры-спектакли-драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
-театрализация русских народных сказок-на праздниках, развлечениях.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: важно и нужно приобщать детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.