Наталья Геннадьевна Корунова
Приобщение детей к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Районная научно-практическая конференция педагогических работников "Учитель и инновации: идеи, опыт, практика"
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: приобщение детей к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.
Воспитатель МБДОУ Светлячок
Корунова Наталья Геннадьевна
Остров ноябрь 2016 г.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Публикация «Приобщение детей к творчеству великого русского поэта А, С, Пушкина» размещена в разделах
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
А. С. Пушкин
Проект «Творчество А. С. Пушкина в ДОУ»
Актуальность
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка, с каким либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства, эмоции.
Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых с ним как можно раньше, и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Проблема: приобщение детей к чтению произведений русских классиков.
Цель: знакомство детей с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
Задачи: 1. Познакомить детей с произведениями А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие языка его сказок.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к художественным образам, используя различные выразительные средства: живопись, скульптуру и т. д.
3. Воспитывать устойчивый интерес к творчеству поэта.
Вид проекта: образовательный, групповой.
Время реализации проекта: март 2015г. – апрель 2016г.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Ожидаемые результаты.
В ходе работы проекта:
1. Дети познакомились со сказками А. С. Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о семи богатырях и мертвой царевне»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о царе Салтане»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
Выучили наизусть:
-«Уж небо осенью дышало…»
- «У Лукоморья дуб зеленый…»
- «Зима! Крестьянин торжествуя…»
2. Почувствовали своеобразие языка его сказок.
3. Использовали различные выразительные средства: живопись, скульптура, рукотворный мир.
4. Наметилась тенденция привития интереса к художественной литературе, чтению в семье.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НА ГОД
Ознакомление с художественной литературой
Тема: «Знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина»
Цель:
Образовательная: познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина, фактами его биографии, его стихами, объяснить, почему Александра Сергеевича Пушкина называют «народный поэт». Развивать в детях интерес к поэзии, чувство рифмы и стихотворного ритма, умение пользоваться богатством русского языка, образными выражениями, пословицами и поговорками. Объяснить этимологию устаревших слов, которые поэт использовал в произведениях.
Воспитательная: развивать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта, лучшие человеческие качества, которые присущи поэту — гордость, патриотизм, честность, доброту. Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию.
Воспитывать в детях — на примере А. С. Пушкина, любовь к Родине и свободе, верность друзьям и своим принципам.
Коррекционная: приобщать детей к владению русским языком, учить их подбирать определения, которые описывают тот или иной предмет; употреблять синонимы; образовывать глагольные формы, подбирать рифмы к словам, развивать фонематический слух.
Тема: «Сказки Пушкина»
Цель:
Образовательная: познакомить детей со сказками А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане.», «Сказка о золотом петушке». Объяснить значение устаревших слов, встречающихся в сказках: «владения», «рать», «гонец», «ветхая», «невод», «неведомые», «витязь», «чреда», «темница», «светлица» и т. д. Показать, что Александр Сергеевич применял эти слова в своих стихах, чтобы сделать их более выразительными, чтобы донести до читателя дух русской старины. Учить детей находить рифмы к словам, понимать красоту поэзии Пушкина. Показать связь сказок поэта с народными сказками
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к творчеству Пушкина, любовь к его сказкам, развивать воображение детей, творчество, фантазию, говорить о том, какие нравственные уроки мы можем вынести из каждой сказки, прочитанной нами, и какова мораль каждой из них.
«Сказка о рыбаке и рыбке» — алчешь чужого, потеряешь все.
«Сказка о золотом петушке» - долг платежом красен.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.
Объяснить детям смысл пушкинских строк, которые стали крылатыми фразами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». I
Коррекционная: учить детей применять образные выражения, синонимы, привить стремление соблюдать чистоту русского языка.
Рисование
Занятие 1 Тема: «Золотая рыбка»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Цель: учить детей рисовать золотую рыбку, закреплять навык тонирования бумаги для получения «размытых» тонов при изображении воды, развивать чувство цвета и композиции.
Занятие 2 Тема: «Буря на море»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Цель: учить детей изображать бурю на море, обратив внимание на цвет штормового моря, подбирать нужные тона акварели для изображения; закреплять навыки смешивания красок для получения нужного оттенка. Учить детей с помощью кисти и красок изображать движение волны, порывы штормового ветра. Развивать чувство композиции.
При проведении занятия используется музыкальный фрагмент «Буря» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».
Занятие 3 Тема: «Царевна»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Цель: учить детей изображать фигуру царевны, соблюдая пропорции строения человеческого тела, учитывая особенности женской одежды. Знакомить детей с элементами русского костюма, учить изображать их с помощью кисти и красок.
Занятие 4 Тема: «Волшебный город»
(«Сказка о царе Салтане.»)
Рисуем волшебный город, который вырос в одну ночь на острове Буяне.
Цель: учить детей изображать богатые русские терема и белокаменные палаты (в качестве вспомогательных средств использовать фотоиллюстрации и рисунки, например, кремлевских дворцов — Теремного, Большого Кремлевского, храмов Кремля). Совершенствовать технику рисования большой кистью - концом кисти и всем ворсом. Учить детей тонировать бумагу с помощью пастели или восковых мелков.
Занятие 5 Тема: «Буря мглою небо кроет.»
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, научить рисовать зимнюю бурю при помощи гуаши, акварели, восковых мелков,парафина или воска; отрабатывать приемы тонирования бумаги, отпечатывания. .
Занятие 6 Тема: «Зима» (Стихотворение А. С. Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя.»)
Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе; учить передавать изобразительными средствами красоту зимней природы; образ зимы декоративным узором, «холодную» гамму цветов для составления узора зимнего ковра.
Предварительная работа: рассматривание картины А. Пластова «Первый снег».
При проведении занятий используются пьесы П. И. Чайковского «Декабрь», «Январь» и «Февраль» из цикла «Времена года».
Лепка
Занятие 1. (Лепка на пластине.) Тема: «Белочка при всех золотой грызет орех»
Цель: учить детей лепить фигурку белочки поэтапно: овал - туловище, круг - головка, пышный хвост, лапки; создавать композицию на пластине - белочка, горка орешков, нижние ветки ели, может быть, хрустальный дом белочки.
Совершенствовать приемы сглаживания, сплющивания, примазывания и т. д.
Занятие 2 Тема: «Шалун уж заморозил пальчик.»
(По стихотворению А. С. Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя.»)
Цель: закреплять навыки лепки фигурок людей, учитывая зимнюю одежду мальчика. Отрабатывать приемы раскатывания, оттягивания, сплющивания, примазывания и др. Учить детей лепить салазки с загнутыми полозьями.
Занятие 3 Тема: «Царевна Лебедь»
Цель: учить лепить фигурку царевны Лебеди, соблюдая пропорции строения тела человека, учить рисовать одежду царевны: длинное платье со шлейфом, пелеринка в виде лебяжьих крыльев, «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Фигурка царевны устанавливается на пластине, на которой изображены голубые волны.
Аппликация
Занятие 1 Тема: «Золотая рыбка»
Цель: развивать интерес детей к методу обрывания, учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного образа. Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать детали на листе бумаги. Развивать цветоощущение, учить правильно подбирать цвета. Развивать мелкую моторику руки. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Занятие 2 Тема: «Дворец золотой рыбки»
Цель: развивать навыки коллективной работы, учить детей самостоятельно распределять работу между собой, воспитывать чувство ответственности за свою часть общей работы. Воспитывать интерес к технике обрывания и сочетанию обрывания с вырезанием для получения вы-разительных образов. Учить подбирать нужные цвета и тона бумаги, совершенствовать технику выполнения мозаики.
Ручной труд
Цель: выполнение поделки из бумаги в технике «оригами». Учить детей создавать забавные фигурки животных из квадратиков цветной бумаги; отрабатывать базовую конструкцию «простой треугольник», скреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов; развивать детскую фантазию, попросив детей представить, как должен выглядеть сказочный кот ученый в отличие от кота реального, а затем украсить свою поделку в соответствии со своими фантазиями.
Конструирование
Занятие 1 Тема: «Терема и дворцы»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Научить строить из различных видов деревянных конструкторов богатый крестьянский дом, боярский терем, царский дворец.
Цель: развивать навыки коллективно-групповой работы. Учить детей распределять работу между собой и каждому отвечать за свой участок работы. Учить строить по замыслу (по представлению) и по чертежу (рисунку) сообразно поставленной цели. Развивать конструктивное мышление детей.
Занятие 2, (Ручной труд и аппликация.) Тема: «Золотая рыбка»
Цель: научить выполнять поделку из бумаги в технике «оригами». Отрабатывать с ребятами базовую форму «Двойной треугольник», которая получается путем складывания квадратного листа бумаги пополам и по диагонали. Учить сочетать складывание бумаги с вырезанием. Развивать творческую фантазию детей: попросить их объяснить, чем может отличаться сказочная рыбка от настоящей. Затем волшебную рыбку украсить блестящими плавниками, чешуей.
Занятие 3
Тема: «Какой это мастер на стекле нанес и листья, и травы, и заросли роз»
(По стихотворению А. С. Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!»)
Ребята воссоздают с помощью аппликации-мозаики, выполненной методом обрывания, морозные узоры на зимнем окне.
Цель: учить создавать декоративную композицию, используя холодную гамму цветов. Развивать интерес к методу обрывания. Учить сочетать обрывание с вырезанием для создания выразительного образа. Развивать мелкую моторику руки.
При проведении занятия используется музыка Г. Свиридова к драме «Метель».
Работа в книжном уголке
Работаем вместе с детьми, раскладывая и расставляя по местам книги сказок и стихов Пушкина в различных изданиях, рассматриваем иллюстрации к ним. Беседуем о том, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу, описанную в его стихах. Здесь же присутствуют портреты Пушкина работы художника В. Тропинина и О. Кипренского. Попробовать вместе с детьми разглядеть в портрете черты характера поэта, побеседовать о том, какими средствами художники пытались передать эти качества.
В книжном уголке представлены фотоиллюстрации пушкинских мест Москвы: Пушкинская площадь, памятник А. С. Пушкину, перспектива Пушкинской улицы, театр имени А. С. Пушкина, метро «Пушкинская», Дом-музей А. С. Пушкина на Арбате, где была его квартира в 1831 году. Также рассматриваем иллюстрации, обсуждаем их. Могут быть представлены картины художников того времени, где Москва изображена такой, какой ее видел Пушкин: например, гравюра Г. Лори «Подновинское предместье в Москве», гравюра А. В. Жоли «Вид Каменного моста от Кремля», акварель Э. Гертнера «Внутренний вид Кремля». Важно, чтобы ребята прониклись московской атмосферой того времени, когда здесь жил А. С. Пушкин.
Утренние беседы с детьми
Тема: «Мои любимые сказки А. С. Пушкина»
Вопросы к беседе:— Какие ты знаешь сказки А. С. Пушкина?
— Какая из сказок тебе понравилась больше всего?
— Назови героев, действующих лиц этой сказки?
— Какой из героев тебе понравился больше всех?
— Какие его качества ты хотел бы иметь в своем характере?
— Какой из героев вызывает наименьшую симпатию? Почему?
— Какие черты его характера ты назвал бы отрицательными?
А. С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Какой намек, какая мораль заключается в этой сказке?
Ты запомнил какие-нибудь интересные моменты, обороты речи, которые Пушкин использовал в своей сказке? Назови их.
Подумай, к какой из сказок больше всего подходит русская пословица «Дай с ноготок, запросит с локоток» или «Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет»?
Моралью какой сказки могут стать пословицы: «Правду как ни прячь, она наружу выйдет», «Как аукнется, так и откликнется», «Доброму везде добро»?
Про кого из героев А. С. Пушкина можно сказать такие слова: «В лихости и зависти нет ни проку, ни радости»?
При проведении беседы обратить внимание на выразительность речи детей.
Тема: «Москва - город А. С. Пушкина»
Вопросы к беседе:
— Почему А. С. Пушкина называют народным поэтом? Как ты понимаешь эти слова — «народный поэт»? По аналогии «народный артист», «народный учитель»?
— Какие пушкинские места столицы ты знаешь? Почему их называют пушкинскими?
— Что замечательного, интересного есть на Пушкинской площади? Знаешь ли ты, что даже зимой у памятника Пушкину лежат цветы? Как ты думаешь, кто их туда приносит и почему?
-Что интересного есть на Пушкинской улице? Почему ее называют самой театральной улицей Москвы?
-Как ты считаешь, почему музей назвали именем А. С. Пушкина?
Тема: «Природа и люди в стихах А. С. Пушкина»
Вопросы к беседе:
— Вспомните стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер». Как по-другому можно назвать это стихотворение? ' — Почему А. С. Пушкин сравнивает бурю со зверем и с плачем ребенка?
— Подходит ли к этому стихотворению пословица «Сядем рядком, поговорим ладком»?
— К кому в стихотворении так ласково обращается А. С. Пушкин? Почему он так любил свою няню Арину Родионовну?
— В стихотворении есть такие строки: «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.» Придумайте волшебную сказку об этой синице.
— Вспомни стихотворение «Зима. Крестьянин, торжествуя.». Как ты понимаешь слова «кибитка», «ямщик», «дворовый мальчик»?
— Как ты понимаешь выражение: «Летит кибитка удалая»?
— При проведении беседы обратите внимание на выразительность речи детей; научите их употреблять синонимы и яркие эпитеты.
Досуг
• Художественное чтение «Сказки о золотом петушке» с показом элементов кукольного театра, с использованием «Волшебного ящика».
• Постановка кукольного спектакля по придуманной сказке.
Цель: дети должны получать удовольствие от коллективного творчества, удовлетворение от своей работы и игры, развивать артистические способности и речь.
Игра «Посиделки в русской избе зимним вечером»
Напомнить детям, что А. С. Пушкин очень любил русскую старину и хорошо знал народные обычаи.
Цель: воспитывать у детей интерес к русской культуре и традициям, их изучению; закрепить знания о народных русских праздниках.
Сказочники-затейники
Устроить веселое соревнование: кто больше вспомнит русских народных сказок. Напомнить детям, что А. С. Пушкин очень любил сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. Взяв за основу строки А. С. Пушкина «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.», сочинить всем вместе сказку.
Цель: развивать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии в нем. Прививать любовь к народному творчеству, желание участвовать в нем.
Сюжетно-ролевые игры
Тема: «Мы пришли в театр»
Цель: приобщить детей к коллективной театральной деятельности, развивать их артистические способности, самостоятельность (распределение ролей, умение идти на компромиссы, уступчивость по отношению друг к другу, лояльность.
Тема: «В стране Лукоморье»
Цель: закрепить знание сказок, упражнять их в нахождении аналогий между сказками Пушкина и народным творчеством — сказками, пословицами, поговорками. Развивать творчество и артистизм детей.
Тема: «Экскурсия в Пушкинские горы – Михайловское, Тригорское, Петровское»
Цель: закрепить у детей профессиональные действия экскурсовода. Дать возможность всем желающим побывать в его роли для того, чтобы дети могли рассказать о памятных местах. Развивать речь детей, умение составлять рассказ, упражнять в составлении рассказа по картине (фотоиллюстрации).
Тема: «Путешествие в старую Москву времен А. С. Пушкина»Игра аналогичная первой, с подобными целями. Но в ней в качестве наглядных пособий используются виды старой Москвы.
Аналитическая справка по проекту «Творчество А. С. Пушкина в ДОУ»
Целью данного проекта являлось знакомство детей с творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
Задачами:
Познакомить детей с произведениями А. С. Пушкина, его сказками, стихами, помочь понять своеобразие языка его сказок.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к художественным образам, используя различные выразительные средства: живопись, скульптуру, рукотворный мир и т. д.
Воспитывать устойчивый интерес к творчеству поэта.
Перед тем как осуществить данный проект, было проведено анкетирование родителей с целью выявления того, знают ли родители сказки А. С. Пушкина и знакомят ли они с ними детей.
Результаты анкетирования показали, что:
- родители знакомы с произведениями Пушкина в рамках школьной программы.
- знают отдельные сказки.
- единично в семейных библиотеках есть произведения Пушкина.
- детей с творчеством поэта не знакомили.
Так же проведено диагностическое обследование детей по произведениям Пушкина, которое показало, что:
- дети не все знают поэта, не узнают его на портрете
- не знают его сказки, стихи.
Родители и дети были ознакомлены с целью и задачами проекта, и было выявлено, что родители заинтересованы предложенным проектом, готовы принять в нем участие и организовать условия для участия в проекте детей.
Данная тематика проекта нашла отражение при создании педагогами группы тематического планирования учебной программы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Мною был подобран программно – методический материал по ознакомлению детей с произведениями Пушкина (сказками, стихами). В группе была организована книжная выставка произведений поэта. На занятиях и в свободное время мы читали детям сказки, заучивали наизусть стихи. Рассматривали книги, иллюстрации.
В родительском уголке оформлялись выставки детских работ по сказкам. Обсуждалось с детьми оформление уголка в группе по сказкам Пушкина, и их возможности по изготовлению поделок.
В индивидуальных беседах с родителями были проанализированы их возможности по участию в проекте, оказанию практической помощи в реализации проекта:
- помощь в пополнении библиотечке группы по произведениям Пушкина.
- пополнение семейной библиотеке книгами поэта.
- чтение детям произведений Пушкина, заучивание стихов.
- посещение с детьми театров, просмотр фильмов, слушание музыки.
- участие в оформлении группы по сказкам Пушкина, изготовление с детьми поделок.
- творческое участие в литературно – тематической викторине «В гостях у сказок Пушкина!».
- изготовление костюмов, атрибутов для детей и оформления зала
Для родителей был проведены консультации:
- «Библиотечка семейного чтения»
- «Научите ребенка слушать музыку»
- «Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка» (Пушкинские посиделки).
В результате проделанной работе можно сказать, что наметилась тенденция интереса к творчеству А. С. Пушкина у детей и родителей. Во многих семьях родители стали покупать детям книги Пушкина, чаще стали читать детям его произведения, обсуждать прочитанное. Дети стали узнавать сказки по отдельным эпизодам, иллюстрациям. У детей появилось желание знакомиться с его новыми произведениями.
Подведение итогов проекта
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили знания о писателе А. С. Пушкине, о его сказках и персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились инсценировать сказки.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются читать детям не только сказки А. С. Пушкина, но и стихотворения.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к саморазвитию детей.