Лучший педагог года

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений

Соколова Татьяна Игоревна
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений.

«Воспитание, созданное самим народом,

и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах»

К. Д. Ушинский

Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений» размещена в разделах

Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: потешек, прибауток, считалок, песенок, сказок. И хотя они состоят из нескольких незатейливых по содержанию и простых по форме строк, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по законам в соответствии с видением ребенком природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.

Поэтому мы поставили перед собой цель: способствовать приобщению детей к русской народному фольклору. Поставленную цель решали через следующие задачи:

1) Обогащать, расширять, активизировать словарь детей, используя разные фольклорные жанры.

2) Активизировать интерес к различным фольклорным формам, желание их обыгрывать.

3) Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

4) Создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Использование фольклора требует от педагога профессиональных знаний и умений: владение художественными средствами (петь, играть на народных инструментах, тогда он сможет привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Использовали прием действенного соучастия детей, привлечения детей к совместной деятельности. Ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя простую роль.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если кто – то из детей плачет, другие стараются успокоить приговаривая: «Не плачь, не плачь, я куплю тебе калач…».

Для того чтобы дети в совместной и самостоятельной деятельности могли обратиться в материалу фольклора, у нас в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда. Гибкому зонированию группы способствуют ширмы, которые позволяют детям разыгрывать сюжеты знакомых сказок, потешек, песенок на магнитной доске, ковролине (вертикальном, закрепленном на стене и маленьких индивидуальных переносных ковриках т. д.). Оборудовали уголок, который включал следующие виды театра: пальчиковый театр и матрешки - сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»; куклы театра би-ба-бо; театр перчаток; вязаный театр; театр картинок; набор персонажей и декораций на магнитах; куклы на конусе.

В уголке ряжения имеются элементы некоторых костюмов, шапочки- маски персонажей сказок. Подобрали настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра. В книжном уголке собраны книжки-малышки, картинки, фигурки, иллюстрирующие персонажей потешек, кумулятивных сказок, песенок, прибауток.

Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. В родительский уголок помещена наглядная информация, через групповые, индивидуальные консультации, беседы знакомим их с различными видами русского народного творчества и формами знакомства малышей с фольклором. Вместе с родителями организовали выставку «Театр своими руками», создается совместная книга потешек.

Таким образом, мы стараемся создавать в группе атмосферу доброжелательности, сочувствия, взаимопонимания. Дети учатся понимать и чувствовать художественную форму, ритм родного языка, активизировались в речи прилагательные, глаголы, обогащается словарь за счет сравнения, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Данная приобщаем воспитанников к истокам патриотического, нравственного воспитания, прививаем любовь к истории и культуре нашей Родины.

Библиография:

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М., 1999

2. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2007 – С. 46 – 52

3. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. – Москва: Просвещение, 1990.

4. Веселая ярмарка. Сценарии нетрадиционных праздников для дошкольного возраста. - Смоленск, 1998

5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно – методическое пособие. -2-е издание прераб. Доп. -СПб, : Детство-Пресс 1999.

6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2007 – С. 38 – 44.

7. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.

8. Программа эстетического воспитания. /авторы Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. - М., 2002

9. Разина Т. М. Русское народное творчество. М., 1999.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством словесных игр и упражнений
Опубликовано: 22 октября 2022 в 15:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД