Светлана Федоренко
Приобщение дошкольников к государственной символике России
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Публикация «Приобщение дошкольников к государственной символике России» размещена в разделах
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы
Одним из направлений нравственно-патриотического воспитания является изучение геральдики нашей страны.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции - дело непростое для дошкольников, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
Из своего опыта, могу сказать, что в таких понятиях, как геральдика дети ориентируются очень плохо. К сожалению, современные родители считают, что данная тематика не столь существенна для развития ребенка. Многие младшие школьники не могут назвать страну, в которой мы живем, но знают название даже экзотических стран. Поэтому я считаю целесообразным познакомить детей с такими важными понятиями.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским флагом дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие: текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.
Далее желательно провести занятие «Герб Мичуринска», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.
Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты. Для решения этой задачи можно использовать такие работы с детьми, как ООД, досуги, викторины, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, изодеятельность с использованием нетрадиционной техники, детские опросы («интервью»).
По моему мнению, изучение детьми семейных корней, традиций невозможно без участия семьи. Поэтому, наравне с работой с детьми, необходимо осуществлять и работу с родителями. При этом используются различные формы работы: анкетирование, информационные стенды, круглый стол, оформление семейных альбомов, участие в различных выставках, фотовыставках, конкурсах, в создании коллекции открыток, помощь в изготовлении стенгазет, обмен семейным опытом, рекомендации по посещению музеев.
Таким образом, успешное формирование у старших дошкольников представлений о своей родословной, о геральдике должно осуществляться в условиях целенаправленной, систематической работы с детьми и родителями, при четком отборе доступных детям знаний и максимальном использовании возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Ребёнок на пороге школы должен узнавать герб, флаг, и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они учат его в начальной школе.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России.