наиля грибанова
Приобщение к народной культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
Публикация «Приобщение к народной культуре в ДОУ» размещена в разделах
Вся работа включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Коллективом детского сада проводится большая работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Был создан мини-музей «Русская изба». Основной задачей педагогов было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый мир познания «старины». Сотрудники ДОУ постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы. В музее представлены экспонаты, характеризующие быт, историю России. В нем находится русский самовар, прялка, люлька-качалка, сундук, лавки, печка, шторы вышитые в народном стиле. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «Русской избе» такие как «В гости к Хозяюшке», «Русский самовар», знакомство с историей русской вышивки, для этого у нас собрано много изделий с вышивкой: скатерти, шторы, наволочки, рушники, настенные вышивки.
«Русская изба» не музей, она служит местом для игр и занятий с детьми, начиная с младшего возраста. Систематически сюда на занятия, на «сказку» или просто в гости приходят дети. Вот когда можно узнать о народных приметах, обычаях, почитать русские сказки, спеть народные песни. Тогда и оживают образы, становятся понятными, родными, речь приобретает эмоциональную окраску. Так же проводится работа по изучению русского фольклора, народного искусства, обрядовые праздники «Масленица», «Святки», «Рождество». Каждое занятие в «русской избе» носит содержательный, обучающий характер. Дети входят в образы хозяев, гостей избы – таким образом, происходит социализация ребенка. Дети начинают осознавать, что значит собираться семьей за единым хлебосольным столом, быть дружными и трудолюбивыми.
Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей, через колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки о предметах старинного русского быта, частушек, песен. Игры как жанр русского народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры : фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные помыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи
1. заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
2. совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.
3. привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
Результативность работы.
За время работы по этой программе у детей появились знания о быте, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Старшие дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи программы глубоки и серьёзны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме приобщение детей к истокам народной культуры. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлением детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилось «Масленица» - праздник с участием родителей
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что час-то человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить