Сардаана Павлова
Приобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчеству
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проблема – одна из глобальных проблем современности. Ученые утверждают, что примерно с 1960-70-г. г. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т. е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называть глобальными. В настоящее время существует большая проблема – это загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.
Глава Якутии Айсен Николаев, 3 декабря встретился в городе Саппоро (Хоккайдо, Япония) с губернатором префектуры Хоккайдо госпожой Харуми Такахаси. Стороны заявили о совместных планах двух регионов в 2019 году. Главы регионов также поддерживают новую инициативу по проекту строительства Комплекса по обработке и размещению отходов на территории Якутска.
Публикация «Приобщение старших дошкольников через экологическое воспитание к техническому творчеству» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Детский сад №3 “Катюша” города Якутска по проблеме экологического воспитания работает на протяжении ряда лет.
Экология в нашем детском саду начинается со двора. Каждый год заключаются договора с такими организациями как “Якутскэкосети” (вывоз твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, “Новые экологические технологии” (обезвреживание и утилизация медицинских отходов). С 2017 года на территории детского сада установлены мусорные баки по раздельному сбору отходов.
Многие считают, что азы инженерного образования связаны с использованием технических игрушек и средств обучения. Бесспорно, это так, но рассмотрим этот вопрос, с другой стороны. Инженерное мышление – самое естественное для ребенка-дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен наш мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. И в процессе образования они получают знания.
Возможности развития предпосылок к инженерно-техническим компетенциям у детей старшего дошкольного возраста :
1. Конструктивная деятельность.
2. Познавательно-исследовательская деятельность.
3. Развитие логико-математического мышления.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Когда дети возводят башни, домики, из кубиков, они изучают основы строительства. Занимаясь оригами и лепкой, дети изучают основы пространственного моделирования. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.
Так возник наш проект:«МП – Kids завод» (мусороперерабатывающий детский завод).
Актуальность проекта. Мусорная проблема огромна, с ней мы ежедневно сталкиваемся в городе, на улице, в общественном транспорте, в лесу, на реке. Всё новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются. Неужели через несколько лет наша планета станет одной огромной свалкой? Этот вопрос волнует всех и воспитанники старших групп не исключение.
Цель проекта: Расширение представления детей о вторичном использовании твёрдых бытовых отходов, переработки и изготовления из мусора различных нужных вещей.
Задачи: Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Ознакомление детей с проблемами загрязнения окружающей среды; с возможностью вторичного использования мусора. Развитие познавательной активности детей в процессе познания экологических проблем; развитие умений наблюдать и самостоятельно делать выводы. Закрепление умения разумно использовать различные материалы.
Работа проводилась в несколько этапов. Были привлечены все участники образовательного процесса: воспитанники старшей группы «Кэнчээри», воспитатели, родители (законные представители).
Срок реализация проекта: долгосрочный (октябрь 2018г. – февраль 2019г.)
Проект «MП-Kids завод» состоит из 3 этапов.
1 этап – подготовительный:
• Сбор литературных источников;
• Составление перспективного плана деятельности по долгосрочному проекту «MП-Kids завод»;
• Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
• Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
2 этап – организационно-практический.
Создание экологической среды.
• Обновить мини – лабораторию «Юный – эколог»;
• Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина;
• Познакомить детейс проблемой загрязнения окружающей среды – бытовым мусором. Чтение литературы: “А. Усачева “Мусорная фантазия”, С. Данилов «Кыын”, «Зайчик и медвежонок», экологическая сказка : «Нет место мусору»и. т. д., просмотр презентации «Мусороперерабатывающие заводы». Провести беседы на темы: «Откуда берется мусор?», «Что такое бросовый материал?»;
• Заучивание стихов и песен о природе, отгадывание загадок, дидактические игры: «Нужно – ненужно», «Чудесный мешок».
• Наблюдения и экологические экскурсии по улицам, вблизи детского сада;
• Проведение НОД по экологическому воспитанию «Откуда берется мусор, и что с ним делают люди?»
3 этап – итоговый.
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
• Творческая выставка «Вторая жизнь ненужных вещей»;
• Конкурс внутри ДОУ «Лучшая кормушка»;
• Участие в городском конкурсе поделок: «От сердца к сердцу» (посвящённый Году Волонтёрства);
• Акция «Покормите птиц зимой»;
• Участие в уборке территории (сбор мусора, сухих веток, помощь дворнику);
• Участие в Республиканской акции «Зеленый пояс Вилюя»;
• Общее родительское собрание на тему: «Отходы в доходы» (мастер - класс);
• Обновление предметно-развивающей среды «ЛЭПБУК»
• Участие в конкурсе «Я – исследователь» среди ДОУ Промышленного округа г. Якутска. По теме: «Полиэтиленовый пакет враг или друг природе» воспитанница старшей группы Сосина Сардана. Награждена дипломом за 1 место.
• Изготовление макета «МП – Kids» завод (Мусороперерабатывающий детский завод) - дидактическая игра.
• Активизация словаря: «Мусороперерабатывающий завод», «Инженер – конструктор», «Модель», Привлечь инициативу к созданию познавательно-исследовательского макета «МП-kids завод» (мусороперерабатывающий детский завод).
• Применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, расширение и обновление творческих возможностей детей. Это обязывает сделать все возможное, чтобы заложить в сознании ребенка необходимость построения мусороперерабатывающего завода.
Условия реализации проекта:
Принимая участие, в уборке территории, у ребят возникали вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и. т. д. Чтобы ответить на эти вопросы мы разработали познавательно – исследовательский проект «МП – Kids завод».
В группе создали экологическую среду :
Обновили мини – лабораторию «Юный – эколог», где воспитанники занимаются экспериментальной деятельностью. Учатся классифицировать и сортировать мусор по свойствам и качеству материалов.
Создали тематические папки ЛЭПБУК на тему: «Отходы в доходы», «Новая жизнь ненужных вещей». ЛЭПБУК – это самодельная, интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями.
Провелибеседы на темы: «Откуда берется мусор?», «Что такое бросовый материал?».
Дети заинтересовались вопросом – все ли вещи, отходы имеют вторую жизнь и как их можно использовать? Оказалось, что некоторые вещи и часть отходов можно использовать вторично. Это зависит от нашего желания, творчества, фантазии и выдумки. Провели творческую выставку – презентацию «Вторая жизнь ненужных вещей». Где дети и родители (законные представители) активно участвовали, изготавливали полезные и нужные вещи, которые могут украсить не только интерьер, но и можно использовать в игре. Например: «Волшебный слон» дидактическая игра, «Контрабас» музыкальный инструмент, «Вкусные спагетти» дидактическая игра и. т. д.
Выучили стихотворения и песни о природе, дидактические игры: «Нужно – ненужно», «Чудесный мешок».
Познакомили детей с проблемой загрязнения окружающей среды – бытовым мусором (презентация нашей воспитанницы победителя конкурса «Я – исследователь» Сосиной С.) на тему: «Полиэтиленовый пакет друг или враг природе?».
Провели акцию «Покормите птиц зимой».
Провели НОД на тему: «Откуда берется мусор, и что с ним делают люди?». В ходе НОД, по инициативе детей, решили изготовить макет из ЛЕГО мусороперерабатывающий завод.
«МП – Kids» завод (Мусороперерабатывающий детский завод) - дидактическая игра.
Представленный макет сделан из ЛЕГО, состоит из разных моделей. Дополнительные мелкие детали изготовлены своими руками: пищевые игрушечные отходы, пакеты, бумаги, пластмассы, баночки, бутылки, металла, (образного) стекла и дерева, мусорные баки с значками (придумали значки, не все дети умеют читать). К пособию прилагаются разные виды игрушек (образцы) отходов. Дети сами выбирают себе должности. Они должны сортировать мусор по своему свойству. После сортировки отходы обрабатываются в специальном аппарате, и изготавливаются, новые нужные вещи.
Ожидаемый результат:
Осознание детьми значимости охраны природы; экологически целесообразного поведения в окружающей среде; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний, умений в повседневной жизни; расширение и обновление творческих возсможностей;
Вывод:
Проект помог детям и родителям понять, что нельзя выбрасывать мусор бездумно. Бумагу, картон, пластмассу, стекло, жестяные предметы нужно сортировать дома и складывать в специальные контейнеры. Дети поняли, что нужно, бережно относится к вещам, беречь их, делать из не нужных вещей, оригинальные различные пособия для познавательной, театральной, игровой деятельности. У детей появилась инициативность к созданию мусороперерабатывающего завода.
Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых, театрализованных играх, используют LEGO - элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так последовательно, шаг за шагом, в ходе разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий у детей развиваются конструктивные навыки, умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Вся проводимая работа дает нам возможность говорить о том, что организуя творческую продуктивную деятельность дошкольников в ДОУ, на основе LEGO-конструирования в образовательном прооцессе, позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности
Для дальнейшей работы по теме: «МП – Kids завод» мы отметили следующие задачи:
Повышать свой профессиональный уровень, больше использовать в работе новые инновационные методы, изучать методическую литературу омусороперерабатывающих заводах.
Разработать и распространить опыт работы по нашему проекту «МП– Kids завод».
Воспитывать грамотного, всесторонне развитого ребёнка – будущего гуманного человека своей страны.
Использованная литература.
1. Комарова Л. Г. Строим из Лего. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
2. Кондратьева Н. Н. и др. “Мы”. Программа экологического образования детей М 94 –2-е изд. Испр. И доп. - “Детство – пресс”, 2001.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М: Творческий центр “Сфера”, 2005.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. -М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности “Лего-конструирование”. [Электронный ресурс] – режим доступа: https: //nsportaI.ru/.