Галина Лебедева
Приокско-террасный заповедник в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. [3]
Публикация «Приокско-террасный заповедник в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заповедники и национальные парки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть использование региональных особенностей в экологическом развитии детей.
Учитывая возрастные характеристики детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого познавательного интереса к региональным компонентам. Компетентный воспитатель, способный развить у детей потребность, стремление и желание получать как можно больше информации о родном крае, будет, тем самым, воспитывать к них такие чувства, как привязанность и любовь к малой и большой Родине.
В ДОО детей знакомят с природой и происходящими в ней сезонными изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, а также, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Однако, следует отметить, что дети дошкольного возраста мало знакомы с региональными особенностями и экологическими достопримечательностями Серпуховского района, расположенного в южной части Московской области. В связи с этим возникает необходимость формировать осознанно-правильное отношение к природе через непосредственное общение с природными явлениями и объектами родного края.
Для каждого региона характерны свои особенности происхождения, пространственное положение, климат, флора, фауна, природные ресурсы и многообразие природных явлений. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства [1].
Рассматривая проблему регионализации образования, необходимо исходить из того, что регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия [2].
Мы живем в регионе, где расположен удивительный островок дикой природы – Приокско-Террасный заповедник. Заповедник – это такая территория, на которой природа сохраняется в естественном состоянии, а охота и любая другая деятельность человека запрещена. Приокско-Террасный заповедник представляет собой один из самых маленьких заповедников России, награжденных сертификатом ЮНЕСКО. Единственный заповедник в Московской области, он расположен в 12 километрах от города Серпухова на террасах долины реки Оки, покрытых сосновыми и смешанными лесами.
В заповеднике произрастает 981 вид сосудистых растений,
обитает 142 вида птиц и
57 видов диких млекопитающих.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста при изучении регионального компонента Приокско-Террасный заповедник является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры родного края.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение:
• Обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
• Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
• Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
• Развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
• Любить и беречь природу родного края.
Главный смысл данной работы заключается в том, чтобы помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности.
Окружающая природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей, а ознакомление с ней способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.
Методы и приемы работы должны варьироваться: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
При изучении регионального компонента Приокско-Террасный заповедник наиболее эффективным методом является экскурсия. Благодаря своей наглядности, доходчивости и эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на ребенка. Дети в дошкольном возрасте особенно восприимчивы и открыты к познанию природы. Благодаря экскурсии закладываются основы бережного отношения к природе и окружающему миру – крайне важного момента в воспитании экологического мировоззрения.
Главной достопримечательностью заповедника, с которой дети знакомятся в ходе экскурсии, является зубр – дикий лесной бык, самое крупное копытное животное Европы, современник мамонта. Посещение Приокско-Террасного заповедника дает детям прекрасную возможность не только отдохнуть на природе, но и получить незабываемые впечатления от встречи со стадом зубров в естественном лесу.
Также важно отметить, что просветительская деятельность заповедника способствует развитию экологической культуры у жителей, как ближайших населенных пунктов, так и всего региона.
Экопросвещение помогает сформировать положительное отношение к особо охраняемой природной территории, понимание его роли и места в сохранении общего биоразнообразия и экологического баланса.
Эколого-просветительская деятельность обеспечивает максимально широкую поддержку идеи бережного отношения к окружающей среде. Итогом такой работы будет чёткая сформированность представления о заповеднике. как об особом элементе взаимоотношения общества и природы, о необходимости его строгой охраны.
Интеграция регионального компонента по экологии в педагогический процесс дает возможность формирования у дошкольников целостного взгляда на мир, приобретения знаний о природе, обществе, человеке и результатах их взаимодействия. Знакомство с уникальными объектами Серпуховского региона научит детей и родителей бережному отношению к родным местам.
Анализируя целесообразность использования регионального компонента, как средства развития экологических способностей детей, мы отметили, что при создании специальных педагогических условий региональный материал может стать основой для организации творческого проблемного обучения дошкольников.
А сейчас, я предлагаю Вам совершить экскурсию по Приокско-Террасному заповеднику и познакомится с ним поближе:
1. Сбор детей и родителей на стартовой площадке (доска с правилами). Общая информация о заповеднике
2) (на выбор) Поход в центральный зубровый питомник - знакомство с зубрами. Увлекательная экскурсия проходит по маршруту северной части биосферного резервата и включает посещение Центрального зубрового питомника и Музея природы. За полтора часа прогулки на свежем воздухе любители экотуризма пройдут более 2,2 км и смогут увидеть зубров, бизонов пятнистых оленей, лосей и кабанов в условиях, максимально приближенных к естественным, узнают историю спасения «царя быков» от исчезновения, и как зубры спасли заповедник от закрытия. А также смогут понаблюдать за животными, поднявшись на 5-метровую смотровую вышку.
3) (на выбор) Путешествие по Высотной экологической тропе «Сквозь листву». Это экотропа, которая проходит на высоте около 8 метров, представляя собой серию мостиков-переходов, соединенных смотровыми площадками. Такое расположение маршрута позволяет сосредоточить внимание на деталях, незаметных во время наземной прогулки. Среди крон деревьев каждый сможет ощутить себя настоящим исследователем-натуралистом и насладиться красотой великолепного пейзажа. Специально разработанное техническое решение конструкции объекта, а также примененные при строительстве современные технологии, позволяют не наносить вреда, используемым в качестве опор, деревьям, а также обходиться на тропе без дополнительного страховочного оборудования.
4) (на выбор) Посещение экологического парка «Дом – дерево» Это Уникальный проект заповедника, совмещающий принципы экологического просвещения и активного семейного отдыха, позволяет в игровой форме узнать о жизни дерева, а также насекомых, птиц, зверей и других животных, населяющих почву, стволы и кроны. Комплекс веревочных переправ включает в себя четыре маршрута различных уровней сложности на высоте от 1 до 6 метров для взрослых и детей от 4-х лет. Посетители парка смогут попробовать свои силы на экстремальных участках, преодолеть канатные переправы и подвесные мосты, параллельно выполняя интерактивные задания, посвященные местным обитателям и устройству жизни в лесу, или просто ознакомиться с эколого-просветительской информацией на интерактивных и информационных стендах.
5) Посещение Музея Природы. Интереснейшая экспозиция Музея заповедника ярко и наглядно рассказывает о животном и растительном мире южного Подмосковья. Среди экспонатов — обитатели самых разных типов лесов, как широколиственных, так и таежной зоны: кабан, лось, косуля, лиса, европейский бобр и др., а также изредка заходящие на территорию заповедника рысь и волк. Широко представлены птицы. Широко представлены местные виды птиц, а также коллекция насекомых и отпечатки следов некоторых животных.
6) Посещение Дома «Лешего» Леший Террас Террасович – сказочный хранитель и защитник русского леса, который с любовью заботится о животных и следит за порядком в заповеднике. Леший может наказать тех, кто плохо ведет себя в лесу: сбить с пути, запутать, отвести от грибных и ягодных мест. Самые маленькие гости смогут заглянуть в избушку Террас Террасовича и увидеть различную старинную утварь и полати для отдыха. Мебелью служат старые пни, на полу – сухие сосновые и еловые шишки. Объект можно посетить самостоятельно.
7) Взаключении экскурсовод предлагает посетить Станцию комплексного фонового мониторинга – непременной составляющей биосферного заповедника. В ее задачи входят метеонаблюдения и мониторинг загрязняющих веществ. В рамках специализированной экскурсии посетителей познакомят с лабораторным оборудованием и приборами для метеонаблюдений, расположенных как в лаборатории, так и на полигоне станции, а также расскажут о программах глобального экологического мониторинга окружающей среды.
Список используемой литературы:
1. Николаева, С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. [Текст] / С. Н. Николаева – М. : «Мозаика-Синтез», 2012. – 112 с.
2. Петровичев, В. М. Региональное образование: организация, управление развитием. [Текст] / В. М. Петровичев – М. : «Мозаика-Синтез», 2014. – 96 с.
3. Токарев А, А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ. [Текст]/ А. А. Токарев – Пермь. : «Меркурий», 2013.-С. 53-61.