Получи документы

Приоритетные направления сотрудничества с родителями детей с речевыми нарушениями

Анастасия Голубева
Приоритетные направления сотрудничества с родителями детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Человек не может чувствовать себя полноценным без ощущения себя частью социума. Именно общество дает человеку возможность удовлетворения его социальных потребностей, таких как необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность. У ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в силу его психофизиологических особенностей, зачастую усложняется процесс интеграции в общество и снижается уровень социализации.

Публикация «Приоритетные направления сотрудничества с родителями детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Весь процесс социализации строится на межличностных отношениях, которые, в свою очередь, основаны на связях, существующих между членами общества благодаря вербальным и невербальным средствам общения. Однако в последние годы увеличение количества детей с речевыми нарушениями также связывается с изменившимися социально-культурными условиями, в которых растут дети. Так одной из причин задержки речевого развития можно назвать недостаточное общение ребенка со своими родителями. Для многих детей основным источником информации становится телевизор, компьютер, планшет и телефон. При этом ребенок может вполне успешно пользоваться гаджетами и выполнять различные задания в электронном формате. Постоянное взаимодействие ребенка исключительно с техникой оборачивается нежелательными последствиями для овладения ребенком речью. Так как исчезает сама потребность речевой коммуникации. Поэтому основными задачами логопедической работы являются:

- коррекция и развитие речевых навыков у детей, формирование умений и навыков речевого общения для успешной адаптации в обществе;

- привлечение родителей к проблеме развития и коррекции речи у детей с целью обучение их основам логопедической реабилитации.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями речи в основном проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. У детей развиваются, формируются и совершенствуются навыки устной и письменной речи.

Для достижения стойких положительных результатов в развитии речи у детей, родители должны являться активными участниками коррекционно-развивающего процесса. Так как именно в семье проходит первичная социализация и развитие навыков ребенка. Здесь ребенок приобретает первоначальный опыт общения. У него формируется чувство доверия к окружающему миру, на основе которого в дальнейшем формируется познавательная и речевая активность и другие личностные качества.

Поэтому тесное взаимодействие с родителями занимает особое место в реабилитационном процессе. Проблема взаимодействия педагогов и родителей сама по себе не нова. Но в сегодняшних динамических социальных условиях приобретает творческий характер через индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями.

Взаимодействие логопеда с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, оно так же направленно на пропаганду логопедических знаний и формирование у родителей педагогических умений и навыков.

Успешное сотрудничество логопеда с родителями основывается на следующих принципах:

- принцип доверительности отношений, то есть доверие родителей к специалисту, уверенность в его профессиональной компетентности, тактичности и доброжелательности;

- принцип личностной заинтересованности родителей;

- принцип подхода к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия предполагает выстраивание партнерских отношений между логопедом и родителями;

- принцип утверждения самооценки родителей, уважение к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки в создании условий, при которых родители смогут максимально и плодотворно проявлять свои положительные качества.

В процессе работы с родителями, основной акцент делается на практическую направленность знаний. Эти знания позволяют родителям правильно оценивать доречевое и речевое развитие ребенка, что дает возможность стимулировать развитие речи ребенка посредством специальных игр и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом малыша. А также вовремя заметить нарушения и обратиться за помощью к специалисту. Для родителей детей, которые уже посещают логопедические занятия, практическая направленность методов и приемов работы способствует не просто механическому выполнению домашних заданий логопеда, а формированию осмысленности и заинтересованности родителей. Что, в свою очередь, качественно сказывается на домашних занятиях с ребенком.

Взаимодействие с родителями детей, посещающих реабилитационный центр, начинается еще до начала коррекционно-логопедических занятий с ребенком. Так как возраст от 0 до 3 лет является сензитивным периодом речевого становления, то есть периодом наиболее чувствительным к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Также развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. В ходе такого взаимодействия родители получают информацию об основных предпосылках и этапах развития речи, о том какими базовыми навыками должен овладеть ребенок, чтобы речь развивалась правильно. Немаловажную роль в развитии речи ребенка играет речевая среда. Поэтому родители информируются о том, какие внешние факторы могут стимулировать, а какие, наоборот, тормозить становление речи.

Сотрудничество с родителями осуществляется в различных формах работы: коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной.

Коллективная работа представлена в виде родительских собраний, клубов для родителей «особенных» детей, круглых столов в формате вопрос-ответ, занятий-тренингов. Эта форма работы направлена на ознакомление родителей с особенностями развития их детей в зависимости от медицинских диагнозов и спецификой работы с ними; формирование у родителей ощущения необходимости систематической, ежедневной работы с ребенком по развитию речи и других психических функций.

Одна из наиболее эффективных форм работы с родителями - это совместные занятия. В основном проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в небольших подгруппах по 2 – 3 ребенка и по одному родителю. Занятия включают в себя методы и приемы, направленные на запуск речи неговорящего ребенка, формирование его коммуникативных навыков. Использование нейрологопедических, кинезиологических, логоритмических игр и упражнений, а также психогимностики демонстрирует свою эффективность в формировании начальных речевых и коммуникативных навыков у детей-инвалидов.

Родители, являясь активными участниками занятий, также приобретают практические знания, используемые для дальнейшего развития и закрепления речевых навыков у детей. В ходе таких занятий положительно меняются детско-родительские отношения. Контакт между ребенком и взрослым становится более близким и эмоционально насыщенным. Что в свою очередь дает ребенку ощущение защищенности и повышает мотивацию к речевому общению с педагогом и другими детьми.

Индивидуальная работа включает в себя беседы, консультации, практикумы, посещение занятий, ведение тетрадей для домашних заданий. Она имеет преимущество в том, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Именно подобного рода работа с родителями дает возможность более детального изучения развивающей (в том числе речевой) среды, которая при необходимости может быть скорректирована или дополнена. Родителям предоставляется как теоретическая, так и практическая информация о необходимых для ребенка занятиях и об организации речевой среды. По ходу обучения ребенка речевым навыкам на логопедических занятиях, родители получают рекомендации по выполнению домашних заданий, как в устной, так и в письменной форме. Тетрадь для домашних заданий содержит материал, на котором родители отрабатывают произношение (слоги, слова, чистоговорки, стихи, загадки, рассказы). В тетради содержаться упражнения, развивающие артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос и т. д. Первое время предлагаемые на дом задания подробно разбираются с детьми, родителями. Обязательно акцентируется внимание родителей на выполнение этих заданий и поощрении желания ребёнка их делать.

Также на индивидуальных консультациях рассматриваются различные приемы и формы совместной деятельности с ребенком, направленные на развитие речи. В беседе с родителями делается акцент на то, что развитие и формирование речевых навыков происходит не только во время специальных занятий с педагогом или родителем. Оптимизировать процесс развития ребенка помогает любая совместная деятельность родителей и детей. Она может быть творческой, игровой, обучающей, продуктивной. В совместной деятельности улучшается эмоциональный настрой (ведь ребенок чувствует заинтересованность родителей, повышается интерес к каким-либо действиям, при определенных формах игр формируется дух соперничества. В качестве продуктивной деятельности можно использовать совместное создание дидактических игр. Это может являться для ребенка с ограниченными возможностями дополнительным стимулом для развития творческих и речевых способностей. Так же важную роль в развитии и закреплении речевых навыков и социальной адаптации играет включение ребенка с ограниченными возможностями в творческую деятельность (посещение различных выставок, экскурсий, спектаклей, участие в праздниках).

Кроме правильно организованной совместной деятельности детей и родителей, а также образовательного пространства, необходимо обеспечить условия позитивного общения в детско-родительских отношениях. При общении взрослого с ребенком, ребенок должен не просто получать информацию, необходимую ему для формирования каких-либо навыков, но и чувствовать теплоту и заботу со стороны близких. Доброжелательный тон, спокойное отношение к нему – обязательное условие позитивного развития. Для этого мы как специалисты говорим о положительных сторонах развития речевых и неречевых навыков и особенностях поведения ребенка, способствующих лучшему усвоению знаний. При этом не стоит завышать или занижать способности ребенка. Это позволяет мотивировать родителей на продуктивную совместную с детьми деятельность.

Разнообразные формы работы позволяют повысить уровень психолого-логопедической компетентности родителей, вселить уверенность в своих силах. Родители осуществляют реальный вклад в развитие своего ребё нка:

- постоянная демонстрация своей заинтересованности в качестве звукопроизношения ребёнка, всегда и везде исправление ошибок в речи ребёнка;

- пример взрослых: ясная, четкая, грамматически правильная речь, показ правильной артикуляции звуков;

- обязательная похвала за каждое волевое усилие ребёнка, направленное на самоконтроль;

- продолжение совместной деятельности дома по программе и выполнение вместе с ребёнком домашнего задания.

- развитие связной речи (беседы «по душам» с использованием ребёнком полных предложений; рассказывание знакомых сказок; просмотр фильмов и телепередач с последующим обсуждением);

- привлечение детей к посильной помощи дома с целью развития общей и мелкой моторики (перебирать крупу; чистить отварной картофель и яйца, лепить пельмени; пришивать пуговицы и т. д.)

- ведение дневников выходного дня, дневников развития ребёнка и т. д.

Таким образом, систематическое и планомерное коррекционное обучение логопедом всех участников образовательного процесса способствует повышению мотивации у детей к преодолению речевого нарушения. Дети с удовольствием общаются в процессе организованной образовательной деятельности.

Любые формы работы с родителями всегда сопровождаются разнообразным наглядным материалом: стендами, буклетами, схемами-памятками, фотографиями-образцами и т. д. Кроме этого родителям рекомендуется специальная литература и различные пособия для занятий дома, в том числе видео- и аудиоматериалы, компьютерные программы.

Также новой формой взаимодействия с родителями является реализация проекта «В гостях у РАДУГИ» по комплексной поддержке и сопровождению семей, воспитывающих ребенка-инвалида в онлайн-формате. На сайте учреждения https://mku-raduga.ru/ систематически размещаются информационные материалы и видеоролики практической направленности (методы и приемы развития слухового внимания и восприятия, слухо-речевой памяти, артикуляционной моторики, лексико-грамматического строя речи).

Наша задача, как специалистов, максимально скорректировать недостатки развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь родителям в подборе правильных приемов и методов развития речи своего ребенка и эффективности их использования в домашних условиях.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология - М. : Аспект Пресс, 1999. – 375с. ;

2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. – Спб. : Союз, 1997;

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб. : Питер Ком, 1998. – 688с. : (Серия «Мастера психологии»).

Публикации по теме:

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация для воспитателей «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию детей» Консультация для воспитателей "Формы сотворчества музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников"Топчий Ольга.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

План сотрудничества с родителями в первой младшей группеПлан сотрудничества с родителями в первой младшей группе На протяжении учебного года 1. Папка – передвижка, буклеты, «Рекомендации по профилактике короновирусной инфекции». Памятка о защите от короновируса».

План сотрудничества с родителями первой младшей группы на 2016–2017 учебный год Сентябрь Анкеты знакомств «Анкета для родителей детей, вновь поступающих в ДОО», "Адаптация ребенка в условиях дошкольной организации".

План сотрудничества с родителями младшей группы на 2020–2021 СЕНТЯБРЬ Коллективные: 1. Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет». 2. Консультация «Режим и его.

План сотрудничества с родителями подготовительной группы на 2020–2021 учебный годПлан сотрудничества с родителями подготовительной группы на 2020–2021 учебный год На протяжении учебного года. Папки – передвижки, буклеты «Рекомендации по профилактике короновирусной инфекции». Памятка о защите от короновируса».

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра»Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра» Для проведения экспериментальной деятельности выбираем ветреный день. Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приоритетные направления сотрудничества с родителями детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 5 сентября 2022 в 19:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приоритетные направления сотрудничества с родителями детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Голубева (УИ 772243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД