Зубова Ольга Викторовна
Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57
Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе
на тему: «Природа – наш общий дом».
Подготовила воспитатель :
Зубова О. В.
Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему «Природа – наш общий дом».
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Познавательно - исследовательская деятельность.
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Социально - коммуникативное развитие. Цель: Ознакомление с понятием «воздух» и его свойства, формировать положительное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные: 1. Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас. 2. Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.
Развивающие: Развивать любознательность, мыслительную деятельность, интерес экспериментальной деятельности. Развивать логическое мышление, воображение.
Воспитательные: Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор. формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Материалы: фартуки, шапочки, стаканы, трубочки, пакеты, воздушные шарики, резиновые игрушки, старательные резинки, емкости с водой, иллюстрации, глобус, овощи, фрукты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
А сейчас пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Вос-ль: наша планета - общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей).А что нас окружает (ответы детей).
Вос-ль: Да это реки, океаны, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка- тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни.
А чему учит нас природа расскажет Катя
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок- терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
В: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете?
Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей.
В: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
В: Так значит для чего нам нужен воздух?
Д: (дышать)
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
В: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
В: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.
В: И мы конечно тоже не можем прожить без воздуха. Да, ребята, человек без еды может прожить около месяца. Без воды, около 10 дней. А без воздуха? (не больше 5 минут) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке
В: Как вы думаете, что такое ветер?
Д:) В: Посмотрите, у меня есть полоски бумаги давайте подуем на них. Что происходит с ними? Почему бумага движется, наклоняется?
Д: Бумага изгибается под струей воздуха.
В: Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса
Получается, что у воздуха есть свои секреты?
Ребята, а ведь я не просто у вас спрашиваю о воздухе. Сегодня, мы отправимся в лабораторию,и будем проводить опыты над воздухом.
- Что делают в лаборатории?
Ответы детей:
- Правильно, проводят опыты и эксперименты.
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей: соблюдать тишину, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус не мешать друг другу, Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся) Проверяйте, правильно ли вы сели?
Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
А я знаю один способ.
Эксперимент № 2 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь. : у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух умеет переносить запахи
Эксперимент № 5 «Воздух легче, чем вода?»
В: Это мы сейчас проверим.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух легче, чем вода.
В: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Физминутка:
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
Вос-ль: А какой бывает воздух? ( Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Вос-ль: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Вос-ль: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Вос-ль: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
От загряненного воздуха страдают деревья.
Очень чувствительны в городских условиях к негативным воздействиям промышленности и транспорта хвойные породы. погибнуть буквально в несколько часов. У лиственных пород выбросы загрязнителей вызывают огрубление листьев и ускоренное завершение вегетационного периода; ожоги, отмирание, иногда опадание листвы даже в июле; нарушение процесса фотосинтеза и дыхания; сокращение периода вырабатывания кислорода деревьями; торможение роста. На листьях деревьев, высаженных вдоль улиц, появляются некротические пятна. Они возникают у края листа и быстро распространяются к середине. Листья становятся коричневыми и отмирают. С каждым годом количество опавших листьев увеличивается в зависимости от расстояния между деревьями и магистралью и интенсивности движения транспорта.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где прикреплена картинка с деревом без листиков. Читает стих.
Евгения Пивоварова
Деревья воздух очищают,
Они твой город украшают.
Ты листья с них не обрывай,
Кору не порти, не ломай!
*
Не тянись рукой небрежной
Оборвать листочек нежный.
Рану дереву наносишь,
А листок ты тут же бросишь.
Стонет липка молодая,
Устрашась недобрых рук:
«Что же ты меня ломаешь!
Я же – твой зелёный друг»
Дети а можем ли ему помочь? У меня есть какие волшебные листики; каждый кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Которое может оживит это дерево.
Воспитатель раздает «волшебные листики» предлагает подумать, как можно помочь дереву.
Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, полить, и т. д.
Воспитатель берет листочек ребенка, пишет имя и действие, которое они назвал, и они с ребенком прикрепляют листочек к дереву. (двойной скотч). Когда все внесут свои предложения. Воспитатель обращает внимание, что все дерево зазеленело, ожило.
Воспитатель: вот так и в природе вокруг нас : цветы, деревья, наши питомцы за кем ухаживает человек. Будут себя хорошо чувствовать, если мы будем проявлять доброту, заботится о них, и они будут радовать нас красотой и здоровьем.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами хорошо потрудлись, все были большие молодцы! А давайте вспомним о чем было наше занятие? Чем мы занимались?А что вам больше всего понравилось в нашем занятии?