Марина Сариева
Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Природоохранный социально-образовательный проект по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
«Эколята-Дошколята»
Вид проекта :
по характеру создаваемого продукта: игровой, практико-
ориентированный, информационный
по количеству создателей: групповой
по количеству детей, вовлеченных в проект : групповой
по продолжительности: долгосрочный
по профилю знаний: межпредметный проект
Публикация «Природоохранный социально-образовательный проект „Эколята-дошколята“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения
Участники проекта : дети подготовительной группы (6 - 8 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Руководитель проекта : воспитатель подготовительной группы МКДОУ д/с №21 «Солнышко» с. Ульяновка
Актуальность Проекта
Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
По поручению Президента РФ В. В. Путина Комиссией по экологической культуре и просвещению Федерального экологического совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации с 2015 г. начата разработка идеологии, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, любовь к государству. Одним из таких инструментов
экологического воспитания и образования детей, начиная с дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, могут стать новые природоохранные социально-образовательные проекты «Эколята – Дошколята». Одним из направлений развития нашего государства и объединения многонационального общества является патриотическое
воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания,
готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде,
умение жить в гармонии с природой. Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание
человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания,
сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду
(разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная__ позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными,
зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Данный проект направлен на воспитание ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях. В рамках реализации проекта воспитанники совместно с родителями и педагогами принимают участие в конкурсах по экологическому воспитанию на различных уровнях: детского сада, муниципальном,
региональном, федеральном___
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Цель Проекта
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Принципы работы по реализации проекта :
• Системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
• последовательность в обучении и воспитании;
• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
• простота и доступность изучаемого материала;
• наглядность при изучении тем и вопросов;
• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;
• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного
• процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того
• или иного учебного материала со стороны воспитателя и
• преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого
• материала со стороны ребёнка.
•
Формы работы по реализации проекта :
• НОД по экологическому воспитанию.
• чтение;
• беседа;
• наблюдение;
• обсуждение;
• прослушивание тематических сказок и рассказов;
• задание;
• игра;
• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;
• прослушивание радиопередачи;
• викторина;
• конкурс;
• встреча;
• утренник;
• прогулка;
• работа на природе;
• проведение опыта;
• экскурсия;
• тематическое мероприятие.
Прогнозируемые результаты:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребенка;
• формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Реализация проекта
Работа с детьми:
• тематические беседы «О мусоре.», «Правила поведения на природе» с презентацией ;
• чтение экологических сказок, стихов о природе;
• отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах;
• разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• слушание и отгадывание звуков природы;
• рассматривание картин с изображением природы;
• лепка с использованием природного и бросового материала «Эколят»;
• аппликация «Золотая осень»
• знакомство с «Красной книгой» (презентация);
просмотр мультфильмов: «Крот и транзистор», «Про Эколят- защитников природы»;
• игровая деятельность «Экологические игры»;
• оформление лепбука- тематической папки по теме «Экология» ;
• участие в празднике-посвящении в эколят- защитников природы.
Работа с родителями:
• консультация «Учите ребенка уважать и любить природу», «Почитайте детям книги о природе», «Приобщение детей к природе в семье», «воспитание безопасного поведения детей в природе»
• Памятка для родителей «Прогулка в Природу»
• «Правила пожарной безопасности в лесу»
• -буклет для родителей «Берегите лес от огня»
• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»
• разучивание с ребенком стихов о природе, разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• Конспект совместного (с детьми, родителями, педагогами) мероприятия Игровая викторина «Знатоки природы»
• помощь в подготовке материала для изготовления лэпбука- тематической папки по теме «Экология» .
Этапы реализации проекта
I этап- организационный
1. Изучение методических рекомендаций по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
2. Знакомство воспитанников с образами сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Просмотр фильма «Эколята- молодые защитники природы»
3. Создание тематического уголка «Эколята – дошколята» (уголок природы со сказочными героями – эколятами)
II этап- основной
4. Посвящение воспитанников в «Эколята- молодые защитники природы»
5. Реализация мероприятий по блокам проекта
• «Человек не может жить без Природы»
-Акция «Зеленый огонек» (работа на природе)
• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»
-продуктивная деятельность «Природа –чудесница»(рисование, лепка, аппликация)
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
-Чтение тематических рассказов
-Поделки из бросового материала «Подари вторую жизнь»
• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
-Чтение тематических рассказов
-Поделки из бросового материала «Подари вторую жизнь»
• «Помоги Природе, помоги своему другу!»
-Интерактивная викторина «Природа вокруг нас»
• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»
-беседа «Комнатные друзья»
• «Сохрани Природу от пожара»
-Конкурс рисунков «Пожар - враг леса».
III этап- заключительный
6. Создание фотовыставки в рамках проекта - фотоальбом «Эколята-дошколята 2020г.»
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной, позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка. В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
План мероприятий.
Деятельность Название Программные задачи
Речевая чтение экологических сказок, стихов о природе, рассказы о временах года, о явлениях природы, о живом мире
Г. Скребицкий «Скоро зима», «На лесной полянке»
И Бунин «Мороз»
М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев»
Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Г. Снегирев «Ласточка», «Жук»
И. С. Соколов-Микитков «Гнездо»
Н. Сладков «Домашняя бабочка»
Экологические сказки о растениях :
А. Лопатин «Почему у земли платье зеленое», «Кто землю украшает»
М. Скебцова «Могучая травинка», «Сказка о маленьком кедре», «История одной Елочки»
Экологические сказки о воде : «История одной капли», «Как Тучка была в пустыне», «Сила Дождя и Дружбы», «История маленького Лягушонка»
Экологические сказки о грибах : М Малышев «Благородный гриб»,
Э. Шим «Храбрый опенок»
А. Лопатин «Грибная аптека»
• отгадывание загадок о явлениях природы, овощах, фруктах, животных, грибах, рыбах;
• разучивание пословиц о бережном отношении к природе;
• слушание и отгадывание звуков природы;
• рассматривание картин с изображением природы;
Продолжать работу по расширению словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Формировать представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир; воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней;
Познавательная Беседы: «Путешествие по глобусу», «Что было бы, если бы не было?»
«Источники загрязнения природы. Меры охраны»
Тематические беседы «О мусоре.», «Правила поведения на природе»
Знакомство с «Красной книгой» (презентация);
Занятие по экологии «Враг природе – мусор!»
Исследования, проведение опытов: ООД с элементами исследовательской деятельности «Живые семена»
Просмотр видеосюжетов: «Чему учит экология», «Путешествие капельки».
просмотр мультфильмов: «Крот и транзистор», «Про эколят- защитников природы»; «Ручеек»
Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях.
Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметов и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
Художественно - эстетическая Рисование «Природоохранные знаки»,
Лепка с использованием природного и бросового материала «Эколят»;
Аппликация «Золотая осень»
Побуждать детей к фантазии и творчеству. Вызвать у детей желание помогать в природоохранном процессе : беречь родную природу, реагировать на поведение окружающих относительно природы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие вокруг Земли»
Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Путешествие капельки», «С какого дерева лист»
Дидактические игры по экологии : «Кто больше?», «Земля и Солнечная система», «Чудесный мешочек»
Рассматривание иллюстративного материала: «Вода в природе»,
«Как вода работает на человека» Развивать познавательно-исследовательский интерес, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам
Воспитывать уважение друг к другу, умение работать в команде.
Физическое развитие Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Мяч лови – слово назови» Развивать двигательную активность детей.