СВЕТЛАНА МАКСИМОВА
Прищепкотерапия в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями
детей: в раннем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего
мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не
может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе
чувственного познания.
Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые
Публикация «Прищепкотерапия в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы
научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный
аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные
скоординированные действия пальцами и кистями.
Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое
влияние на процесс обучения ребенка.
Работая с детьми раннего возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей,
как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение
моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений,
наблюдается скованность. Одни дети не могут правильно держать ложку или
карандаш, другие не могут собрать конструктор или мелкие игрушки в
контейнеры, третьи не могут застегнуть или расстегнуть застежки на одежде
или липучки, не говоря уже о пуговицах. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Прищепкотерапия - это старинный народный метод массажа рук, который, по
словам М. М. Кольцовой, "имеет все основания рассматривать руку как орган
речи, подобно голосовым органам". С этой точки зрения, проекция руки - это
еще одна языковая область мозга".
Игры с прищепками для одежды подходят для развития щипкового захвата и
способности перераспределять мышечный тонус в щипковом захвате.
Помимо развития мелких движений пальцев, что является основной целью
прищепок, они помогают закрепить сенсорные и пространственные
когнитивные навыки, развивают коммуникативную функцию речи,
воображение, творческие способности и делают задания по коррекции
произношения более разнообразными и интересными.
Мария Монтессори, известный итальянский педагог, впервые использовала
деревянные прищепки для своих игр. Прищепки нужно было прикрепить к
корзине с узкими краями. Игра с прищепками - очень полезное, веселое и
интересное занятие. Тренировка пальцев и возможность двигать руками
вносит неоценимый вклад в полноценное развитие мозга малыша. Чтобы
крепко, легко и надежно держать в руке карандаш или ручку, у ребенка
должны быть хорошо развиты три пальца на правой (левой) руке. В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые
в будущем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по
удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Также в играх с
прищепками развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и
пространственные понятия, математические представления (восприятие цвета, формы, размера, количественных и пространственных отношений, развитие чувства ритма,
развитие конструктивного мышления, формирование позитивного настроя на работу со взрослыми и т. д.
При использовании игр с прищепками не всегда у ребёнка получается овладеть прищепкой как инструментом. Нужно сначала показать ребенку, как правильно взять ее в руку, как прикреплять к листу бумаги, фигуре. Для этого можно обыграть прищепку, превратив ее, например, в собачку, которая лает. Таким образом, начав владеть прищепкой, ребенок с удовольствием будет играть в предложенные игры. А чтобы игра не надоедала, нужно дополнять её разными заданиями, сопровождая веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами с яркой красочной наглядностью.
Прищепкотерапию я использую при закреплении тем по ознакомлению с окружающим миром: «Дикие и домашние животные» «Где чья мама?», «Овощи и фрукты», «Кто живет в сказках?», «Времена года», «Профессии» и т. д. Дидактические игры, настольный театр, анимации к сказкам из прищепок я легко включаю в структуру режимных моментов, в
образовательную деятельность, в самостоятельную и совместную деятельность
с детьми.
Использование прищепок в играх, очень полезное занятие, довольно веселое и интересное. Чтобы сделать игру интересной для детей, прищепки для одежды можно подобрать по теме (лучи- для солнца, иголки - для ежика, лепестки - для лепестков цветов, хвост для рыбки). Для этого нужно подготовить на картонной основе или заламинировать солнышко, ежика, цветок и рыбку соответственно. Задания усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение, для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно – моторной интеграции. В том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма. Поэтому, у маленьких детей развитие мелкой моторики очень важно и необходимо. Малыши, которые рано начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, развиваются раньше своих сверстников, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.