Юлия Орлова
Привитие духовно-нравственных основ детям дошкольного возраста через сказку
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов телевизоров и компьютеров идёт агрессивный информационный поток, который направлен на уничтожение духовной сферы человека. Иностранные мультфильмы, компьютерные игры, рекламы, фильмы, пропагандирующие насилие – всё это искажает представления детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям.
Публикация «Привитие духовно-нравственных основ детям дошкольного возраста через сказку» размещена в разделах
Это заставляет нас серьёзно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Детская душа – благодатная почва: каждый посеянный нами росточек нежности, доброты, ответственности не только за себя, но и за ближнего даёт свои видимые всходы.
Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребёнка, в котором устанавливается первичная ориентация всей будущей жизни. Поэтому именно в дошкольном детстве духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие.
Из-за своей высокой значимости, проблема нравственного воспитания дошкольников всегда находилась в центре внимания выдающихся педагогов, среди них В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева, Б. Т. Лихачёв, и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивостьОни воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
В группе я целенаправленно провожу работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования духовно-нравственных качеств.
Многие русские народные сказки я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти, сказочные произведения большего объёма я читаю по книге. Большое внимание я уделяю православной вере в сказках. Так, читая детям литературно-художественные православные книги, такие как: «Зернышки», «Лесенку-чудесенку», «Сказки бабушки Полины» я ненавязчиво знакомлю их с заповедями Христа, подвожу детей к пониманию того, что такое грех. Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов. Я читаю сказки перед принятием пищи, а также перед тихим часом.
Для понимания и восприятия сказки детьми важно выразительное чтение с применением интонации и мимики, затем следует и беседа по сказке. Это благодатный приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков. Вместе обсуждаем, как помочь герою. Учу детей не осуждать, а прощать и просить прощения, покаянию. (ПРИМЕР). На примере этих сказок дети выстраивают и свои отношения в группе со сверстниками.
Полезна для детей продуктивная деятельность по сюжетам прочитанной сказки, к таковым относится рисование, аппликация, лепка, а также использую метод прослушивания музыкальных произведений.
Такая деятельность позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Ценным является драматизация по сказке.
В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Помимо работы с детьми в группе, ведется работа и для родителей: мы на стендах размещаем информацию о православных сайтах, где они могут найти разнообразные материалы для занятий с детьми: сказки, рассказы, предания, притчи, стихи, игры, поделки, картинки, музыка и другое.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Без духовности мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.