Надежда Марковская
Приём «Брошенный камень» в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Автор
Приём «Брошенный камень» предложил Дж. Родари
Цель
Позволяет «набрать лексические единицы» для сочинения, рассказов.
Задачи:
Обогащает (уточняет) словарный запас
Позволяет осуществлять перевод лексики из пассивного словаря в активный
Развивает связную речь
Развивает звуковой анализ (вертикальный вариант)
Учит находить логическую взаимосвязь между предметом, явлениями, событиями
Развивает мышление, фантазию
Область применения
Развитие устной и письменной речи через словесное творчество.
Публикация «Приём „Брошенный камень“ в логопедии» размещена в разделах
- Бижутерия своими руками
- Броши своими руками
- Камни. Знакомство с камнями
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Методический прием целесообразно применять с младшими и старшими школьниками; старшими дошкольниками.
Образное представление технологии
Заданное слово – это камень, брошенный в воду, а расходящиеся круги – это слова/ассоциации, которые всплывают в памяти.
Вариант 1
Слово – «Камень» : осень
«Расходящиеся круги» (слова/ассоциации) : дождь, ветер, туман, листопад, грязь, сырость, зонт… ; наступает, опадает, дует, желтеет, идёт, моросит …; дождливый, ветреный, холодный, мокрый …
P.S. слова – предметами можно НЕ ограничиваться!
Педагогом фиксируются все предлагаемые детьми слова без комментариев. Отбор «нужных, подходящих» слов проводится совместно после того, как «все слова» по заданной теме названы.
Вариант 2 «Вертикальный»
Слово – «камень» располагается по вертикали и на каждую букву (символ, обозначающий букву) придумывают новые слова
З – заяц, забава, замок…
И – иней, игра, изба…
М – метель, мороз, мех …
А – Аня, аптека…
И вроде бы ничего не связывает слова: заяц, аптека и зима, зато кого – то может озарить идея, составить рассказ про случай с зайцем, который случился зимой!
Если речь идет о детях с речевыми проблемами, то педагогу стоит позаботиться о вариантах ответов, но не готовых, а лишь стать «маятником» для их поиска!