Получи документы

Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Инна Шегай
Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению в литературе широко освещена, однако психолого-педагогических исследований, посвященных особенностям адаптационного периода детей недостаточно. Рассмотрим некоторые взгляды авторов на данный вопрос. Так, Л. Н. Павлова считает, что характер поведения ребенка в адаптационный период зависит от возраста детей. Малыши в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев трудно переносят расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми и детьми, а также уровень здоровья ребенка : ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни [3].

Публикация «Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» размещена в разделах

Особого внимания требует ранний возраст, в котором многие дети впервые переходят из замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. В этот период происходит интенсивное физическое развитие. Находясь на этом этапе становления, дети раннего возраста в большей степени подвергнуты колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требует определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывает появление стадии напряженной адаптации [1].

Причины осложненного физического и психического состояния ребенка имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. В исследованиях Е. О. Смирновой показало, что наиболее сложно адаптация происходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте ярче, чем у детей, пришедших в ясли после двух лет. На второй год приходится наибольшее количество заболеваний. Период восстановления растягивается иногда на 2-3 месяца. Труднее всего восстанавливается игровая деятельность и взаимоотношение со сверстниками [2].

Характерной особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Отношение ребенка к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Эмоциональное состояние, как субъективный ответ организма на его связи с окружающим, основано на изменениях в этом окружающем и зависит от уровня развития ребенка, его воспитания. Изменения среды и обычного образа жизни приводят, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния.

В адаптационном процессе заинтересована вся личность ребенка в ее совокупности, но решающее значение принадлежит эмоциям. Для адаптационного периода также характерны эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или заторможенность. Ребенок быстро и непосредственно эмоционально реагирует на все воздействия внешней среды. От положительных или отрицательных эмоциональных отношений, которые возникают между ребенком и новой средой, зависит скорость и легкость его приспособления.

Очевидно, говоря об особенностях социальной адаптации у детей раннего возраста, необходимо учитывать незавершенность развития функциональных систем и рассматривать в комплексе все проявления состояния адаптации - поведенческие реакции, вегетативные сдвиги, изменения реактивности и повышенную заболеваемость на протяжении первых двух лет жизни, колебания в психическом и физическом статусе.

Уменьшение отрицательных эмоций и постепенное их исчезновение отражается положительно на поведении детей. Следовательно, можно допустить, что эмоциональное состояние детей оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного периода. Создание положительного эмоционального состояния необходимо, так как именно таким образом создается возможность для облегченного приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.

Вид, степень и продолжительность эмоций в раннем детстве определяются в весьма значительной степени конкретной обстановкой и условиями, в которые поставлен ребенок. Эмоции ребенка в этом возрасте связаны в первую очередь с настоящим. Возможность повлиять на эмоции ребенка проистекает из того обстоятельства, что и эмоции, как все психические проявления, определяются в своем возникновении и содержании воздействием среды. Эта изменчивость эмоций в зависимости от изменений условий, ситуации, среды может и должна быть использована для их умелого направления в периоде адаптации.

Р. В. Тонкова-Ямпольская выдвинула гипотезу, что нарушения эмоционального состояния, сопровождающиеся вегетативными сдвигами, снижают функциональную активность коры, что приводит к уменьшению регуляторных возможностей и сказывается на системе реактивности и специфического иммунитета. Как следствие возникает заболевание ребенка [3].

Одной из наиболее интенсивно развивающихся потребностей у маленького ребенка является ориентирование в среде, которая его окружает. Насколько быстрее происходит изменение среды, настолько сильнее отрицательные эмоции, отклонения в поведении более продолжительны и адаптация значительно затруднена. Из этого можно сделать вывод, что предварительное ознакомление ребенка с новой средой в саду создает наиболее благоприятные условия и возможности для легкой и быстрой адаптации. В этом процессе ознакомления и связывания с окружающей средой маленький ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых. Если созданное эмоциональное отношение между маленьким ребенком и социальной средой положительное и сильное, оно в значительной степени может заменить или компенсировать недостатки новой социальной среды. Некоторые современные психологи подчеркивают большое значение эмоционального тонуса в процессе адаптации. Это первоначальное создание положительного отношения, привязанности к отдельному человеку с последующим «перенесением» положительного отношения к более широкому кругу людей, к новой среде. Благодаря эмоциям, привязанности детей к отдельному человеку, который вводит их в новые условия и создает положительное отношение к детскому саду, адаптация ребенка облегчается.

Результаты проведенных учеными исследований (Атанасовой А. Г., Голубевой Л. Г.) показывают, что в начальный период адаптации ребенок не имеет желания участвовать в «играх с игрушками». Незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это «чужие» игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам. Практика показывает, что любимая игрушка, книжка с рисунками или даже какая-нибудь тряпочка, к которой ребенок привык, облегчает процесс адаптации, если ребенок приносит их с собой. Также причиной трудного привыкания к среде в группе может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельностью с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества со взрослым.

Таким образом, подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности [4].

Большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в саду.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Литература

1. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие [Текст] / Приложение к журналу Управление ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.

2. Воспитание детей раннего возраста : Пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой и др. - М. : Просвещение: учебная литература, 1996.- 158 с.

3. Дробинская, А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А. О. Дробинская. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

4. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практ. пособие [Текст] / Н. В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2005. - 112 с.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Опубликовано: 20 мая 2013 в 15:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» (включая файлы) размещена пользователем Инна Шегай (УИ 106978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД