МААМ-картинки

Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение

Елена Шмыгарева
Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы

Расстройство аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях : нарушена регуляция психического тонуса и снижены пороги аффективной чувствительности, дети с РАС не способны адекватно реагировать на окружающую среду. Такое поведение приводит к тому, что задачи защиты и саморегуляции становятся для ребёнка более важными, чем активная адаптация к миру. Для педагогов дошкольного учреждения является важным этапом «введение ребёнка с расстройствами аутистического спектра в детский коллектив» уже в дошкольном возрасте. Важно, чтобы способы аутистического защиты от вмешательства в его жизнь ещё больше не укрепились в его поведении.

Публикация «Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение» размещена в разделах

Период адаптации к дошкольному учреждению – обычно достаточно сложный этап в жизни любого ребёнка и его семьи. Естественно, проблем возникает больше, если у ребёнка существуют реальные трудности эффективной регуляции поведения.

Находясь в детском саду, аутичный ребёнок испытывает в бытовой адаптации особенно много сложностей, так как он не просто чувствителен к новой обстановке, но для него крайне важно соблюдение всех привычных деталей во всех процедурах, всех освоенных навыках. Он большой консерватор. Ему нужен определённый горшок, он избирателен в еде и отказывается пробовать непривычную пищу, для него может быть проблемой переодеться в группе (например, снять колготки и надеть носочки). Поэтому те навыки, которыми он уже владеет дома, хотя обычно недостаточно ловко, не могут помочь ему в новой обстановке в силу стереотипности его поведения [1].

Как же помочь такому ребёнку адаптироваться?

Для решения этой задачи нужны совместные усилия и близких ребёнка, и всех тех людей, которые находятся рядом с ним в дошкольном учреждении.

Мы в своей работе опираемся на три основные принципы интеграции : ранняя коррекция; обязательная коррекционная помощь каждому ребёнку; обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

Опираясь на собственных опыт, мы выделили основные условия:

наличие специалиста, владеющего основами диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра;

индивидуальная программа сопровождения ребёнка с РАС в процессе интеграции в образовательное учреждение

организация реабилитационной предметно- пространственной среды;

психолого-педагогическое сопровождение педагогов с целью обучения особенностям взаимодействия с детьми с РАС;

психологическая помощь в семье и психолого-педагогическое сопровождение родителей по: обучению их навыкам общения с детьми.

Во-первых, нужно понимать, что такому ребёнку привыкать к саду надо постепенно и готовить его к этому серьёзному изменению привычной жизни нужно заранее.

Родители, например, могут ходить с ним на прогулку к его будущему садику. Смотреть, как там гуляют и играют дети, рассказывать подробно, что там будет: как будет проходить день, какая будет воспитательница для этого у близких должно быть собрано достаточно сведений о данном дошкольном учреждении и группе, куда попадёт ребёнок, когда его будут забирать домой. Эта тема должна проговариваться с малышом, а лучше –прорисовываться. По крайней мере, первое время ребенка надо приводить в сад на ограниченный срок, постепенно его наращивая. Удачный первый вариант такого дозированного посещения – момент прогулки в саду. На прогулке желательно присутствовать матери ребёнка. Во-первых, ему с ней комфортнее и надёжнее, во-вторых, она может познакомить его с детьми, посещающими группу, наконец, она сама может получить о них определённое представление и поближе познакомиться с воспитательницей. Это очень важно не только для понимания той атмосферы, куда опадёт малыш, но и для дальнейшей совместной с ним переработки впечатлений дня и поведения других детей, для эмоционального осмысливания событий. Эту работу следует проводить регулярно, тогда характерные проблемы адаптации будут вставать менее остро, ребёнок почувствует себя увереннее, спокойнее, приобретет некоторый опыт усложнения взаимодействия с окружением, который без помощи близкого взрослого, он будет переживать пассивно, достаточно фрагментарно и не сможет самостоятельно использовать.

Дозированность посещения дошкольного учреждения должна соблюдаться и в дальнейшем: в целях избегания пресыщения ребёнка, его усталости от постоянного пребывания в большой группе, предотвращения его возможных на этом фоне аффективных срывов. Вместе с тем, регулярность хождения и определённый режимные моменты, которые может выдержать такой малыш, должны соблюдаться и поддерживать аккуратно. Это создаст определённый привычный стереотип, который сам будет работать на организацию поведения ребёнка и соблюдение деталей которого, проговоренных и эмоционально осмысленных вместе с близкими, будет давать малышу также ощущение стабильности и комфорта [2].

От воспитателей, конечно, требуется дополнительное внимание к такому малышу: ему лишний раз, индивидуально, стоит напомнить, что сейчас предстоит делать (сесть за стол, сходить в туалет, одеваться, и, взяв за руку, отвести туда, куда нужно. Крайне важно, чтобы хватало терпения не выдергивать его из занятия, за которым он предпочитает проводить время (например, за игрой в конструктор или складыванием пазлов, а дать ему возможность довести начатое дело до какого-то завершения. Также надо учитывать, как тяжело даются такому ребёнку все бытовые навыки, и быть терпеливыми в их стимулировании и поддержке. Нужно оберегать его и в контактах с детьми: с одной стороны, заинтересовать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, во что играют, с другой – дать возможность побыть на дистанции, понаблюдать со стороны; в какие-то общие занятия можно дозировано включать вместе с ним (держа его за руку или даже на руках, но не исключать его их общей жизни детского коллектива. При соблюдении осторожности, одновременно мягкости и настойчивости такой ребёнок может хорошо удерживаться в режиме.

Литература

1. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребёнка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. 1995. № 5.

2. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. 1997

3. Лебединская К. С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988.

Публикации по теме:

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Дидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнкаДидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение
Опубликовано: 23 января 2023 в 22:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема интеграции ребёнка с особенностями эмоционального развития в дошкольное учреждение» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шмыгарева (УИ 27678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД