Папки-передвижки

Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста

Марина Суворова
Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста

Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, в том или ином сообществе. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций существенно возрастает в аномии - это состояние, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. Нормальному обществу требуется «согласие умов» - общая система норм и ценностей, так как в аномии общество представляет поле амбиций и регулируется правом силы, потому что каждый человек представляет собой «бездну желаний», которые сдержать и регулировать может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представление о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии. Подобное состояние бич подросткового периода в современном обществе, поэтому возникают преступность, психические расстройства и самоубийство.

Публикация «Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста» размещена в разделах

В соответствии с теорией социального напряжения Р. Мертона, девиантное поведение несовершеннолетних возникает при противоречии между ценностями, на которые общество нацеливает и возможностью их достижения по установленным обществом правилам [4].

Говоря о девиациях формируюшщйся личности, необходимо учесть отклонения в поведении детей и подростков, которые могут быть обусловлены следующими причинами:

- социально – педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствие у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

- отклонениями со стороны психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физического и психоневрологического свойства;

- отсутствии условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствии позитивных и значимых социальных и личностных жизненных ценностей, и планов;

- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально – психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные [2].

Рассматривая взгляды современных ученных можно остановиться на мнении доктора психологических наук, профессора Е. В. Змановской. Все виды отклоняющегося поведения ученого располагаются на единой шкале деструктивности с двумя противоположными направлениями на себя или на других: антисоциальное (активно – деструктивное, просоциальное (относительно – деструктивное, асоциальное (пассивно – деструктивное, саморазрушительное (пассивно – аутодеструктивное, самоубивающее (активно – аутодеструктивное). Такое выделение типов девиантного поведения может быть обусловлено масштабами явлений; негативными или позитивными его последствиями; длительностью нарушений; типом нарушаемой нормы; целями, мотивацией поведения и пр. Е. В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений подростков, отмечая три основных группы: антисоциальное (противоречащие правовым нормам, асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально – нравственных норм, аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [1].

На сегодняшний день существуют различные типы, виды и разновидности социального девиантного поведения несовершеннолетних, которые дифференцированы по характеру направленности и специфики их проявлений, по степени социальной одобряемости или опасности для формирующейся личности и общества в матрице социальных девиаций, предложенной кандидатом психологических наук, доцентом Н. М. Майсак. Автор предлагает следующую классификацию: конструктивное (творческое – художественное, компьютерное); аутодеструктивное (аддиктивное – нехимическое, химическое; суицидальное – парасуицидальное, суицид); внешнеаутодеструктивное (противоправное – административные нарушения, делинквентное (предпреступное, криминальное (преступное); коммуникативные нарушения). Таким образом можно отметить, что творческое поведение в крайних своих проявлениях (взламывание систем и т. д.) может приближаться к антисоциальным, а внешнедеструктивные и криминальные варианты поведения в определенных ситуациях (кража несовершеннолетнего из нуждающейся семьи) могут одобряться обществом и, следовательно, оставаться безнаказанными [3].

Ученные подчеркивают, что девиантное поведение всегда располагает такими зонами, которые смешиваются и могут быть отнесены к нормальным, так как нормы в обществе со времен меняются, а различные слои населения могут выражать разные точки зрения по поводу нормативности и девиантности некоторых типов поведения (например, курение или применение психотропных средств). Девиантное поведение всегда оценивается с учетом культуры, принятой в том или ином сообществе, поэтому оно относительно.

Отклоняющиеся поведение в подростковом периоде проявляется попыткой уйти от общества, преодолеть состояние неуверенности и напряженности через определенные компенсаторные формы, убежать от жизненных проблем. Для понимания отклонений служит понятие «норма».

В конкретном обществе социальная норма складывается временем и определяет предел доступного т. е. дозволенного или обязательного поведения. К оценке поведенческой нормы и патологии выделяется несколько подходов:

- социальный;

- психологический;

- психиатрический;

- возрастной;

- этнокультурный;

- тендерный;

- профессиональный.

Социальный подход основывается на понятии общественной опасности или безопасности поведения человека. Любое поведение, которое становится явно или потенциально опасным для общества и окружающих людей можно расценивать как девиантное. Данный подход базируется на социально одобряемых стандартах поведения, конформизме, бесконфликтности и подчинении личных интересов общественным.

Психологический подход определяет девиантное поведение как внутриличностный конфликт, деструкцию и саморазрушительное поведение. Происходит торможение личностного роста и даже деградация личности. Девиант стремится осознанно и неосознанно разрушить собственную самоценность.

Психиатрический подход рассматривает девиантное поведение как преморбидное состояние, способствующих возникновению психических расстройств и заболеваний. В данном случае отклоняющиеся поведение нельзя назвать психическим расстройством в силу не полной меры проявления, но можно понимать под девиацией.

Этнокультурный подход подразумевает рассматривание поведения человека через призму традиций того или иного сообщества. В одной этнокультурной группе или социокультурной среде принятые нормы поведение могут отличаться от традиций т. е. норм других групп. Отклоняющимся поведение может считаться при несогласовании с принятыми нормами в конкретном микросоциуме.

Возрастной подход определяет девиантное поведение в силу возрастных норм. Возрастные особенности поведения не соответствующие возрастным шаблонам и традициям детерминируются отклоняющимися.

Гендерный подход рассматривает девиации поведения исходя из половых стереотипах мужского и женского стиля поведения. В рамках данного девиантным поведением может считаться инверсия шаблонов тендерного стиля и гиперролевое поведение.

Профессиональный подход исходит из представления о традициях, а также профессионального и корпоративного стиля поведения. Профессиональное сообщество прописывает определенные образцы поведения в той или иной ситуации и не выполнение данных предписаний признаны отклоняющимися.

Девиантное поведение (ненормативное, аномальное, отклоняющиеся) разнообразно по формам, типам и структуре, а так же существенно отличается от гармонии и нормы. Его можно детерминировать системой поступков, которые противоречат приятым в обществе нормам и проявляются несбалансированностью психических процессов, неадаптивностью и нарушением процесса самоактуализации или уклонением от эстетического и нравственного контроля над собственным поведением [5].

Список литературы

1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения : Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 2 изд. исправл. - М. : Академия, - 2006 г. – 288с.

2. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников, моногр., Ярославль, изд – во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002г. – 242с.

3. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: [Электронные ресурсы] – www.sciense – education.ru

4. Хомич А. В. Психология девиантного поведения : Учебное пособие. – Южно – Российский – Гуманитарный Институт, - Ростов – на – Дону, - 2006 г. – 140с.

5. Меделевич В. Д. Психология девиантного поведения : Учебное пособие для вузов. – СПб: Речь, - 2005г. – 442 с.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Спортивный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Правила поведения при пожаре» «Правила поведения при пожаре» Цель: Учить детей предвидеть и распознавать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их; воспитывать.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема отклоняющегося поведения детей подросткового возраста
Опубликовано: 8 декабря 2022 в 06:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД