Екатерина Минор
Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования.
Цель дошкольного учреждения – развитие музыкальных способностей воспитанников, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности.
Достижению данной цели способствует создание условий для:
- овладения вокально – певческими навыками : чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;
Публикация «Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования» размещена в разделах
- развития музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
- воспитания эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Занятия пением являются важной особенностью гармоничного развития ребенка.
Проблема постановки певческого голоса ребенка– дошкольника – одна из сложных в музыкальной педагогической теории и практике. И одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Систематическое вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, а так же упражняет и развивает его дыхательную систему. В пении формируется ряд музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Создавая условия для развития детей по вокалу, я всегда стараюсь учитывать, что голосовой аппарат ребёнка нежный, хрупкий растёт в соответствии с развитием организма ребёнка. Очень важно владеть вокальной методикой, беречь голос ребёнка. Мною подобраны всевозможные приёмы вокальной техники, которые способствуют развитию детского голоса.
По методике О. П. Радыновой выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков : большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети робкие, с замедленной речью и слабой памятью.
А вот, советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.
В современной практике очень хорошо используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении лёгкости звучания, правильного дыхания.
Интересна и познавательна технология В. Емельянова, в которой представлена разработка мер по охране и защите детского голоса.
Учитывая современные методики и рекомендации известных педагогов, выстроилась определенная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус и т. д. В образовательной деятельности важно постоянно следить за детьми, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражали громкому пению взрослых, объяснять родителям вредность крикливого пения, не разрешать петь на улице в холодную погоду.
Подбор репертуара, самая важная и сложная задача – найти песню, которая была бы по настроению детей, отражала их представления об окружающем мире, духовно развивала их, доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран яркий и доступный музыкальный материал, с помощью которого можно решить проблемы развития вокальных навыков.
После подбора репертуара начинается вокально-хороваяработа.
В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и контролируется их выполнение. Насколько свободно и активно чувствует себя поющий, зависит физическое состояние, правильное дыхание, характер звука, эмоциональность.
Опыт работы показал, что использование с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе повышает уровень формирования певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о строении голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.
«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. Будут любить пение дети или нет, в основном зависит от взрослых.
Список литературы:
1. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002
2. Емельянов В. В. «Школа «Поюшки» литература – интернета, 2006
3. Емельянов В. В. «Развитие голоса», Санкт – Петербург, 2004
4. Орлова Н. Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва. 1981
5. Шацкая В. Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963
6. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду», ж-л Музыкальный руководитель № 5, 2005.