Папки-передвижки

Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования

Лысанова Надежда
Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования

Слайд 1

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г

N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

слайд 2

Я считаю, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать.

Публикация «Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Цель: Создание развивающей предметно — пространственной среды,которая способствует формированию инициативности самостоятельности и ответственности ребенка в соответствие ФГОС.

Слайд 4

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер» : ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т. д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Слайд 3

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 4

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают :

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

Слайд

Авторский коллектив под руководством В. А. Петровского сформули­ровал принципы построения предметной среды.   Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, по­зиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.

В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца уче­ными под руководством С. Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды. Концепция в целом основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современ­ные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное ок­ружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. В концепции указываются требования к предметной среде.  Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития ребен­ка необходимо единство развивающей предметной среды и содержатель­ного общения, взрослых с детьми.  Во-вторых, обогащенная среда предпо­лагает единство социальных и природных средств обеспечения разнооб­разной деятельности ребенка.  В третьих, все компоненты предметной сре­ды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художе­ственному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и ста­ционарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений обра­зования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Слайд 5

Предметно — пространственная среда НАШЕЙ ГРУПП. Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы: Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;

Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;

Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;

Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее-образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие

В группе была создана оптимальная насыщенная многофункциональная среда, представляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры.

Создавая предметно-развивающую среду в группе я исходила из склонностей, интересов и уровня активности каждого ребенка. Дети имеют возможность свободно заниматься любимым делом. Я, что в таком многообразии каждый ребенок найдет себе занятие по душе.

Я учла интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в играх девочек, я разместила в группе кукол, кроватки, коляски; в уголке ряженья – предметы женской одежды, кружевные накидки, сумочки; в парикмахерской – резинки, флакончики, заколки, журналы мод; в комоде большое количество кукольной одежды, постельного белья; на кухне – посуда, продукты в корзинках. Для мальчиков – машинки, крупный и мелкий конструктор, солдатики, инструменты. Микроцентр «Уголок развивающих игр» Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть, Но не надо забывать: Игрушки – не люди, Но все понимают И очень не любят, Когда их ломают. Пусть игрушки дружат с нами, Обижать мы их не станем, Поиграем и потом Все на место уберем.

В моей группе есть спортивный центр. На полках, доступно для детей расположено спортивное оборудование (кегли, мячи, скакалки, пуговичные коврики и др.)

В природном центр большое количество комнатных растений, инвентарь по уходу за растениями (лейки, ведерки, пульверизаторы, грабельки, тряпочки, фартуки и косынки для дежурных, клеенки и проч.)

В центр изодеятельности, в свободном доступе, все необходимое для художественного творчества детей (краски акварельные и гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, пластилин и др.)

В группе есть уголок экспериментирования. Это один из любимых уголков моих воспитанников.

Слайд.

Про раздевалку

В раздевалке находится: стенд детских работ и выставка индивидуально детского творчества (рисунки, поделки и т. д., родительский уголок - «Информация для родителей», а также папки-передвижки с консультациями для родителей. Консультации для родителей являются одной из форм работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию ребенка. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Уголок ИЗО

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

ФИЗО

• развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.

Уголок природы.

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Книжный уголок

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней.

Уголок развитие речи

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

• Формирование представлений о числе и количестве.

• Развитие представлений о величине.

• Развитие представлений о форме.

• Развитие пространственной ориентировки.

• Развитие ориентировки во времени.

Уголок ПДД

• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,

• Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;

• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;

• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;

• Воспитывать грамотного пешехода

вывод

Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы:

Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;

Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;

Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;

Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников

Публикации по теме:

Видеоотчёт «Выступление на концерте» Уважаемые МААМОВЦЫ! Приглашаем вас оценить наше выступление на отчётном концерте,который проходил 20 марта в сельском Доме Культуры. Когда.

Анкета для родителей «ФГОС в детском саду» с аналитической справкой по результатам анкетирования родителей по ФГОС Анкета для родителей «ФГОС ДО в детском саду» 1. Из каких источников Вы узнали о введении в детском саду нового образовательного стандарта.

Выступление детей.Выступление детей. 25 мая 2014года в нашей школе проходил последний звонок для выпускников 11 класса и 9 класса. Последний звонок проходил с использованием.

Выступление на фестивале — фотоотчетВыступление на фестивале — фотоотчет 13 мая в нашем районе состоялся фестиваль детского творчества «Галактика» посвящённого 55-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Фестиваль.

Выступление на педагогические чтения Выступление на пед. чтения Кулагиной Е. И. (магистрант 1 курса «научно методическая деятельность») Переходный период от дошкольного к школьному.

Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён.

Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», который был утверждён.

Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи»Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Выступление «Отношение к профессии» Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный.

Выступление на РМО «Социоигровые технологии» 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Социоигровая технология». Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 15:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД