Папки-передвижки

Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования

Лысанова Надежда
Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г

N 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30384

слайд 2

Я считаю, что проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. В своей группе стараюсь её развивать и обогащать.

Публикация «Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Цель: Создание развивающей предметно — пространственной среды,которая способствует формированию инициативности самостоятельности и ответственности ребенка в соответствие ФГОС.

Слайд 4

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер» : ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т. д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Слайд 3

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает :

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает :

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает :

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями

здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Слайд 4

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают :

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

Слайд

Авторский коллектив под руководством В. А. Петровского сформули­ровал принципы построения предметной среды.   Принципы направлены на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка: принцип дистанции, по­зиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности-динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; принцип открытости-закрытости; принцип учета возрастных и половых различий детей.

В 80-е годы в центре «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца уче­ными под руководством С. Л. Новоселовой была разработана концепция развивающей предметной среды. Концепция в целом основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современ­ные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Автор концепции обращает внимание на то, что социокультурное ок­ружение и предметная среда являются мощным обогащающим фактором детского развития. В концепции указываются требования к предметной среде.  Во-первых, для обеспечения подлинно творческого развития ребен­ка необходимо единство развивающей предметной среды и содержатель­ного общения, взрослых с детьми.  Во-вторых, обогащенная среда предпо­лагает единство социальных и природных средств обеспечения разнооб­разной деятельности ребенка.  В третьих, все компоненты предметной сре­ды должны соотноситься между собой по содержанию, масштабу, художе­ственному решению. Наличие подвижных трансформирующихся и ста­ционарных средств и объектов деятельности в условиях учреждений обра­зования создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

Исходное требование к предметной среде, как отмечает С. Л. Новоселова, - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

Слайд 5

Предметно — пространственная среда НАШЕЙ ГРУПП. Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы: Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;

Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;

Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;

Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее-образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие

В группе была создана оптимальная насыщенная многофункциональная среда, представляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры.

Создавая предметно-развивающую среду в группе я исходила из склонностей, интересов и уровня активности каждого ребенка. Дети имеют возможность свободно заниматься любимым делом. Я, что в таком многообразии каждый ребенок найдет себе занятие по душе.

Я учла интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в играх девочек, я разместила в группе кукол, кроватки, коляски; в уголке ряженья – предметы женской одежды, кружевные накидки, сумочки; в парикмахерской – резинки, флакончики, заколки, журналы мод; в комоде большое количество кукольной одежды, постельного белья; на кухне – посуда, продукты в корзинках. Для мальчиков – машинки, крупный и мелкий конструктор, солдатики, инструменты. Микроцентр «Уголок развивающих игр» Хороши у нас игрушки: Куклы, мишки и хлопушки, С ними весело играть, Но не надо забывать: Игрушки – не люди, Но все понимают И очень не любят, Когда их ломают. Пусть игрушки дружат с нами, Обижать мы их не станем, Поиграем и потом Все на место уберем.

В моей группе есть спортивный центр. На полках, доступно для детей расположено спортивное оборудование (кегли, мячи, скакалки, пуговичные коврики и др.)

В природном центр большое количество комнатных растений, инвентарь по уходу за растениями (лейки, ведерки, пульверизаторы, грабельки, тряпочки, фартуки и косынки для дежурных, клеенки и проч.)

В центр изодеятельности, в свободном доступе, все необходимое для художественного творчества детей (краски акварельные и гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, пластилин и др.)

В группе есть уголок экспериментирования. Это один из любимых уголков моих воспитанников.

Слайд.

Про раздевалку

В раздевалке находится: стенд детских работ и выставка индивидуально детского творчества (рисунки, поделки и т. д., родительский уголок - «Информация для родителей», а также папки-передвижки с консультациями для родителей. Консультации для родителей являются одной из форм работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию ребенка. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Уголок ИЗО

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

ФИЗО

• развитие движений и совершенствование двигательных функций;

• достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

• создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

• приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Настольно-печатные игры — интересное занятие, для детей. Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино, а также различные виды конструкторов.

Уголок природы.

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

Книжный уголок

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге, развитие стремления общаться с ней.

Уголок развитие речи

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование правильной речи ребенка.

Математические игры помогают осуществлять общие программные задачи:

• Формирование представлений о числе и количестве.

• Развитие представлений о величине.

• Развитие представлений о форме.

• Развитие пространственной ориентировки.

• Развитие ориентировки во времени.

Уголок ПДД

• Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице,

• Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения;

• Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге;

• Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление;

• Воспитывать грамотного пешехода

вывод

Таким образом, я в своей работе стремлюсь, чтобы:

Предметный мир обеспечивал реализацию потребностей каждого ребенка;

Предметно-пространственная среда обеспечивала «зону ближайшего развития» ребенка, которая способствовала бы развитию творческих задатков у детей и стала составным компонентом обучения;

Среда обеспечивала реализацию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствовала накопление социального опыта;

Предметно-пространственная среда выступала условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;

• Развивающая среда способствовала формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников

Публикации по теме:

Видеоотчёт «Выступление на концерте» Уважаемые МААМОВЦЫ! Приглашаем вас оценить наше выступление на отчётном концерте,который проходил 20 марта в сельском Доме Культуры. Когда.

Анкета для родителей «ФГОС в детском саду» с аналитической справкой по результатам анкетирования родителей по ФГОС Анкета для родителей «ФГОС ДО в детском саду» 1. Из каких источников Вы узнали о введении в детском саду нового образовательного стандарта.

Выступление детей.Выступление детей. 25 мая 2014года в нашей школе проходил последний звонок для выпускников 11 класса и 9 класса. Последний звонок проходил с использованием.

Выступление на фестивале — фотоотчетВыступление на фестивале — фотоотчет 13 мая в нашем районе состоялся фестиваль детского творчества «Галактика» посвящённого 55-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Фестиваль.

Выступление на педагогические чтения Выступление на пед. чтения Кулагиной Е. И. (магистрант 1 курса «научно методическая деятельность») Переходный период от дошкольного к школьному.

Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён.

Выступление на педсовете «Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», который был утверждён.

Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи»Выступление на педсовете «Взаимодействие ДОУ и семьи» Взаимодействие ДОУ и семьи. От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Выступление «Отношение к профессии» Возможно, у ребенка есть проблемы с речью, Тогда могу вам дать практический совет: Решение вопроса обеспечит Лишь только профессиональный.

Выступление на РМО «Социоигровые технологии» 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер – класса «Социоигровая технология». Эпиграфом к нашему сотрудничеству я выбрала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 18 сентября 2016 в 15:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема предметно-развивающей среды в свете ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Лысанова Надежда (УИ 21509) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД