Татьяна Спиридонова
Проблемно-игровой эксперимент «Чудесный камушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением в работе психолога ДОУ является развитие эмоционально-волевой и личностной сфер детей. Проблемно-игровые эксперименты со старшими дошкольниками являются достаточно новым направлением, хорошо подходящим для реализации данной цели. Экспериментируя с простыми предметами (камень, веревка, воздушный шарик и пр., дети учатся взаимодействовать друг с другом, знакомятся с чувствами людей и т. д. Каждый эксперимент имеет свои задачи.
Задачи проблемно-игрового эксперимента "Чудесный камушек" :
- учить детей решать конфликтные ситуации;
Публикация «Проблемно-игровой эксперимент „Чудесный камушек“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
- развивать умение выражать словами свое эмоциональное состояние;
- содействовать снижению эмоционального напряжения в группе.
Оборудование: маленькие камушки на каждого ребенка, два больших шероховатых камня с острыми краями.
Организация детей: дети сидят в кругу.
Ход эксперимента:
Вступление - психолог предлагает детям взяться за руки и дружно сказать: "Всем-всем доброе утро!".
Основная часть.
"Камушек в ботинке". Психолог: "Случалось ли так, ребята, что маленький камушек попадал вам в ботинок? Тогда вы могли сразу ничего не почувствовать, но постепенно боль нарастает, может появиться даже ранка или мозоль. И нам надо снять ботинок и вытряхнуть камешек. Мы могли тогда даже удивиться, как такой маленький предмет мог доставить нам такую боль. Но бывало и так, что мы, придя домой, забывали вытряхнуть камешек из ботинка. Ночью боль стихала, но утром, сунув ногу в ботинок, мы снова ощущали боль от соприкосновения с камешком, но уже более сильную. Так маленькая проблема может стать большой неприятностью. Давайте проведем эксперимент. Возьмите камушек, положите его под пяточку. Что вы чувствуете (ответы детей). Что-то мешает, но не больно. Теперь встаньте. Появились неприятные ощущения, боль?Попробуйте походить с камушком в обуви. Усилились неприятные ощущения? когда мы сердимся на кого-то, чем-то расстроены, у нас как-будто маленький камушек в ботинке. Если мы сразу почувствуем неудобство и вытащим камушек из обуви, то нога останется невредимой. А если оставим камушек в обуви, то у нас могут возникнуть неприятности. Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах сразу же, как они появились. Давайте договоримся: если кто-то скажет, что у него камушек в ботинке, то мы будем знать, что ему что-то мешает, и поговорим об этом. Подумайте, что мешает вам сейчас. Например: "У меня камушек в ботинке, Ваня меня толкает". Если у вас нет неприятных чувств, можно сказать: "У меня нет камушков в ботинке". В кругу дети обсуждают свои неприятные чувства и как можно с ними справиться.
"Волшебный камушек". Психолог предлагает посмотреть на большой камень и потрогать его3нл: "Он шероховатый, холодный, с острыми краями, его не очень приятно трогать. " Давайте займемся волшебными превращениями. Каждый подержит его в руке и скажет: "Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца". Когда камень обойдет весь круг детей, психолог делает заключение: "Какой горячий стал камень! Убедитесь, ребята - сравните его тепло с тем камнем, который никто не брал в руки. Чувствуете, насколько камень стал теплее от наших рук? Теперь приятно стало держать его в руках? (ответы детей). Видите, какие чудеса способны сотворить ваши руки и сердца? Они способны согреть даже камень!
Заключение: психолог спрашивает детей: с каким предметом они сегодня экспериментировали? Что нового они узнали? Психолог п
предлагает ребятам взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать: "Всем-всем спасибо!"
Литература:
Грабенко Т. М., Зинкаевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие иры. - СПб. : Детство-Пресс, 2002
Пазухина И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду// Дошкольная педагогика/Декабрь/2012, с. 52-56