Папки-передвижки

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Ольга Богданова
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Доказано, что опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У многих детей уже в дошкольном возрасте складывается и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача окружающих его взрослых. Рассматривая проблемные формы межличностных отношений детей, не следует забывать об их возрасте, особенностях развития в конкретный возрастной период.

Публикация «Проблемные формы межличностных отношений дошкольников» размещена в разделах

К старшему дошкольному возрасту значительно возрастает количество эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. 6-летние дети могут объединиться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это свидетельствует, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

В этом возрасте возникает непосредственное и бескорыстное желание многих детей помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему. Злорадство, зависть, конкуренция уже проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Постепенно он становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений. Это говорит о том, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому.

Однако нужно учитывать, что эта возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте не всегда реализуется. Множество причин и факторов влияют на это: и индивидуальные особенности ребенка, и его отношения в семье, и отношение к нему других детей. Наибольшую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений детей.

Рассмотрим наиболее типичные варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам. Среди них повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников.

Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать разнообразные формы агрессивного поведения, рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

- Вербальная агрессия. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.

- Физическая агрессия. Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Прямая физическая агрессия - непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения.

Явление обиды возникает уже у детей 3-4лет, из-за отрицательной оценке взрослого, требования внимания к себе. Феномен обиды во всей своей силе начинает проявляться после 5 лет, что связано в проявлении в этом возрасте потребности в признании и уважении. Чаще всего обида выражается, когда ребенок остро переживает ущемленноть своего я. Для проявления обиды характерна подчеркнутая демонстрация своей «обиженности», всем своим поведением показывать обидчику, что он виноват. Приписывания другим неуважительного отношения к себе, видя то, чего нет на самом деле, проявление адекватного и неадекватного повода проявления обиды.

Установка и оценочное отношение к себе у обидчивых детей проявляется в различных отношениях к сверстникам. Вывить обидчивого ребенка можно по: характеру восприятия сверстников, где другой ребенок выступает в исключительно как носитель определенного отношения к сверстнику. Особенности самооценки, проявляется явное ощущение своей недооцененности, непризнанности их достоинств, собственной отверженности. Особенности понимания и различения конфликтных ситуаций со сверстниками, чаще всего обидчивые дети не предлагают никакого выхода из проблемной ситуации. Напряженно-оценочное отношение к себе и оценке себя является характерной особенностью личности обидчивых детей.

У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки к оценке взрослого. Зачастую не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к усилению своего я самыми разнообразными способами. Застенчивый ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче, он не забывает об оценке даже тогда, когда она в явном виде не сопровождает его деятельность. Застенчивый ребенок, с одной стороны, имеет высокую самооценку, считая себя самым лучшим, а с другой – сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей личности. Повышенная тревога о своем я часто заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои переживания.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Эти дети очень ориентированы на оценке окружающих, особенно взрослых; нередко самоутверждение достигается путем обесценивания другого; характерна высокая нормативность поведения. Демонстративное поведение этих детей отражает особенности его личности: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действие сверстника достаточно высока, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Характер участия в действиях сверстника также окрашен яркой демонстративностью, стараются обесценить деятельность сверстника. Особенности сопереживания сверстнику носят негативный характер. Степень проявления просоциальных форм поведения носит формально-провакационную помощь, такой вариант помощи можно назвать прагматическим (без ущерба для себя). Характер восприятия ребенком сверстника определяется как носителя определенного отношения. У этих ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.

Вывод: важно как можно раньше выявить внутриличностные качества ребенка, т. к. множество негативных проявлений и деструктивных явлений среди молодежи имеют свои истоки в дошкольном детстве.

Публикации по теме:

Консультация «Диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений у дошкольников» «Метод вербальных выборов» (21, с. 16). Старшие дошкольники (5—7 лет) могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из.

Формы и методы воспитания гуманных отношений детей младшего дошкольного возраста Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, стояла перед педагогами всегда. Именно в дошкольном возрасте складываются.

Формы и методы экологического воспитания дошкольников Методы и формы экологического воспитания дошкольников 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс,.

Формы организации обучения дошкольников Формы организации обучения дошкольников В каких формах организуется процесс обучения детей дошкольного возраста? Что такое форма обучения?.

Общение и совместная деятельность как формы социального взаимодействия в системе отношений человека Общение -это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя.

Примерные конспекты занятий-игр по формированию доброжелательных отношений у дошкольников «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных.

Проблемные ситуации «Путешествие в Сказочный городок» Проблемные ситуации. Тема: «Путешествие в Сказочный городок» Цель: 1. Продолжать учить детей размышлять, самостоятельно решать логические.

Проблемные ситуации в поведении ребёнка Памятка для родителей «Проблемные ситуации в поведении ребёнка»Если дети балуются Как предотвратить проблему Предоставляйте детям больше.

Статья «Особенности межличностных отношений» Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление.

Интегрированное занятие по формированию культуры межличностных отношений между детьми «Формула любви к себе и к окружающим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №23 Конспект интегрированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Опубликовано: 3 марта 2018 в 18:33
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД