Статья «Особенности межличностных отношений»

Егорова Татьяна
Статья «Особенности межличностных отношений»

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ

Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше зависят от родителей. Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В ролевых играх, по мнению отечественного психолога Д. Б. Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Воспитатель, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит детей выполнению норм поведения.

Так же значительное влияние на развитие личности оказывает общественное мнение, о тех или иных предметах, событиях, поступках. Зачастую в группах возникает конформность, то есть подчинение мнению большинства, даже если это противоречит собственному мнению, впечатлениям и знаниям. В шесть лет у дошкольников конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но нередко у некоторых детей она закрепляется, в виде отрицательного свойства личности.

Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью –лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников –отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами».

Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы лил ущемлены его притязания на признание среди сверстников [18, c.161]. Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры.В игре потребность признании проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты.

Процесс становления и развития отношений в дошкольном возрасте можно представить как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка. Для детей младшей группы характерно значительное количество просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку. Дети трех лет безразличны к действиям сверстника и его оценке взрослым. В то же время они легко решают проблемные ситуации «в пользу»других: уступают очередь в игре, делятся игрушками. Чаще всего их подарки адресованы взрослым. Это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка и не входит в состав его самосознания. Перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Другой становится предметом постоянного сравнения с собой. Сравнение направленно на противопоставление себя другому. В самосознании ребенка уже выделены определенные умения, навыки и качества, но осозноваться они могут только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых является сверстник. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику меняется. Возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самоценной, самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого Я.

Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.

Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.

Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.

Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.

Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.

Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.

В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М. Горький. Игра – подлинная социальная практика ребенка,.

Анкета для воспитателей «Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей» Анкета для воспитателей "Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования межличностных отношений детей" Уважаемый педагог.

Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности детей с ОВЗ Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности. Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми инвалидами является.

Консультация для родителей «Особенности детско-родительских отношений в современной семье» Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство.

Работа психолога по формированию межличностных отношений школьников и обучению навыкам конструктивного взаимодействия Работа психолога по формированию межличностных отношений и обучению навыкам конструктивного взаимодействия. (Из опыта работы психолога ППМС.

Особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ЭТИКЕТА ДОШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ THE FEATURES OF GENDER ETIQUETTE OF PRESCHOOL CHILDREN IN INTERPERSONAL.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада» ПЛАН I. Предварительная работа II. Теоретическая часть. Выступление старшего воспитателя. III. Практическая часть. IV. Используемая литература.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания» Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Особенности межличностных отношений»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 12:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...